Вторник, 4 Октября, 2022 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Руза. Из глубины веков


Администрация Рузского городского округа приняла достойное решение: имена улиц, у которых большевики богоборцы отобрали имена, заменив их на позорные клички, возвращаются. Пока еще только в виде табличек на домах.

«Рузский курьер» на протяжении последнего десятилетия выступал за возвращение исторических названий, искореженных богоборческой властью на всякие там социалистические, революционные, урицкие тож. Положительно оценивая сложившуюся ныне ситуацию, редакция «РК» предлагает читателю цикл публикаций, посвященных истории рузской земли. Подобранные материалы основаны на исследованиях, проведенных специалистами-историками Центра исторических экспертиз при Русском культурно-просветительном фонде имени Святого Василия Великого.

Работы археологов последних 30 лет обнаружили, что Рузские окрестности заселены человеком с глубокой древности. Около Тростенского озера найдена стоянка, относящаяся к древней стадии каменного века – Палеолиту. Стоянки конца каменного века Неолита (стоянки древних рыболовов, охотников) найдены в разных местах Рузского района. Ко II- III тысячелетию до н.э. относятся случайные орудия и могильники древних переселенцев с Днепра. Обнаруженный археологами в ряде мест рузского района могильник «Висельная гора», расположенный в Заречной части г. Рузы - первое свидетельство проживающих переселенцев - фатьяновцев (д. Фатьяново под Ярославлем) на месте современной Рузы.

Возникновение Рузы сопровождалось одновременно с возведением малых крепостей, окружающих Рузу.

Постоянная борьба за водный путь между удельными князьями давала Московской земле определенную самостоятельность, что в дальнейшем облегчило возникновение Московского удела. Начало XIII в. – века татаро-монгольского нашествия, разорило Рузскую землю и надолго задержало ее развитие. Руза, тогда еще маленький городок, разделила судьбу соседних городов, а известно, что полчища Батыя уничтожили Москву, Волоколамск, Можайск.

Образование в 1300-е гг. Московского удела превратило Рузу в пограничную крепость. Раскопки показали, что при Иване Калите в начале XIV в. идут мощные строительные работы по усилению военных возможностей города.

Иван Калита сыграл огромную роль в становлении Московского удела и в формировании Звенигородского удельного княжества, существовавшего с перерывами с первой половины XIV в. до конца XV в., в состав которого входила Руза. Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые, - как уже сказано выше, - называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, - говорит летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Иван Калита стал прямым продолжателем политики Александра Невского, добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к решительной борьбе с татарами, которую начнет Дмитрий Донской, внук Калиты, одержавший славную победу на поле Куликовом.

Москва сделалась городом славным «кротостью», свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий, а это должно было чрезвычайно способствовать росту и богатству города. Преобладание Москвы над Тверью, чего так добивался Юрий, было окончательно достигнуто при его младшем брате.

При Иване Москва стала резиденцией митрополита Киевского и всея Руси, что имело огромное значение, так как церковь пользовалась большим идеологическим и политическим влиянием. Деятельность Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического могущества Москвы.

Условной датой возникновения г. Рузы, как является дата завещания князя Ивана Калиты, где впервые в грамоте встречается название «город Руза». Существуют два варианта даты: 1328 и 1339 гг.    

Иван Калита завещал Рузу своему сыну Ивану Ивановичу по прозвищу Красный (2/1353-1359 гг.). По смерти Ивана Красного, Руза вместе с землями переходит во владение его сына Дмитрия Ивановича (будущему Дмитрию Донскому). Дмитрий Донской умер в 1389 г., завещая Рузу своему сыну Юрию Дмитриевичу Галицкому, а тот – своему сыну Дмитрию Шемяке, которому по завещанию в феврале 1433 г. перешла Руза со всеми ее волостями.

В культурном развитии Руза не уступала центральному городу удельного княжества – Звенигороду. В 1395 г. в самом центре Звенигородского кремля князь строит деревянный золотоверхий терем-дворец. Около 1399 г. в центре рядом с ним возвели белокаменный Успенский собор, который в 1400—е гг. был расписан Андреем Рублевым, В Звенигороде в 1398 г. основан Саввино-Сторожевский монастырь на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского удела Владимирского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича.

Первый монастырь – Онуфриевский - на территории Рузских земель был основан на берегу Тростенского озера еще на рубеже XI-XII вв. и просуществовал до нач. XVII в. В то время, когда в Звенигороде был основан Саввино-Сторожевский монастырь, по просьбе Юрия Дмитриевича основывается Георгиевский монастырь в Рузе (место современного пер. Урицкого и Демократического пер.), который также как и Онуфриевский просуществовал до нач. XVII в. Рузский кремль этого периода ни в чем не уступал звенигородскому, в нем была и своя соборная церковь Воскресения Христова, но не известно был ли этот храм каменный или деревянный.

Есть основания предполагать, что главный храм Георгиевского монастыря был каменный, т.к. во время земляных работ на территории, где он располагался, были найдены обработанные каменные глыбы, которые могли быть частью фундамента. Конечно, это могли быть остатки от более поздних сооружений, археологических раскопок, которые могли бы это выявить, к сожалению, не проводилось.

Когда сын Юрия Дмитриевича Дмитрий Шемяка умер в 1453 г., Руза опять перешла во владение Великого Московского и Владимирского князя Василия «Темного». По своей духовной грамоте в 1461 г. Василий Васильевич Темный отдает Рузу в удел вместе с Волоколамском своему сыну Борису Васильевичу Волоцкому.

Борис Васильевич Волоцкий, в свою очередь, выделил Рузу с прилегающими землями в маленький удел своему сыну Ивану Борисовичу, который был князем Рузским. После смерти Ивана Рузского, Рузский удел снова отошел к Московскому Великому князю. При сыне Василия Темного – Иване - государе всея Руси, Руза приобрела важное военное значение, крепость перестраивается по всем правилам крепостного искусства.

С трех сторон крепость окружали мощные земляные валы. По всей окружности крепости стояла мощная деревянная стена из срубов по периметру, на которой располагаются 6 башен равномерно (не проезжих). Въезд в крепость шел через две проездные башни (сухие и мокрые ворота). Перешеек (приступная сторона) защищался валом высотой 200/20 м и двумя крепостными рвами.

При земляных работах установлено, что около нынешнего дальнего рва находилась оборонительная стена, построенная тыном. Внутри крепости были расположены семь церквей, которые создавали еще одно внутреннее кольцо обороны. Окружность крепости достаточно большая, до 1000 м.

Иван Васильевич Грозный выделил Рузу служилому татарскому царевичу Семиону Бекбулатовичу, через год Руза и ее окрестности были включены в опричину. Руза сохраняла военное значение при Иване Грозном.

В 1606 г. известно, что Руза «пошаталась» - ее жители примкнули к восстанию Ивана Болотникова. В смутное время Рузские земли стали местом, где воевали и разбойничали различные польско-литовские отряды. В 1610 г. гетман Жолкевский стал подступать к Москве и многие покоренные города, в т.ч. и Руза присягали сыну польского короля Владиславу Сигизмундовичу 1617-1618 гг. Королевич Владислав пошел походом на Москву. По пути он подступал к Рузе, но город ему не сдался. Под руководством воеводы князя Шеховского город подготовился к обороне – были отремонтированы стены и башни, сделаны запасы продовольствия и оружия. Был сделан легендарный тайник - подземный ход. В обороне города участвовало 300 человек, для того времени это большой гарнизон. Поляки сожгли на посаде все дома, разорили окрестные селения, уничтожили запасы продовольствия, все посевы, но крепость взять не смогли.

В 1618 г. горожанам удалось отстроить город заново. Но в 1619 г. город погиб в огромном пожаре, сгорели все дома и крепостные сооружения, скот. Горожане вынуждены были обратиться к царю Михаилу Романову с челобитной. И в августе 1619 г. Была дана городу Рузе царская грамота, освобождавшая горожан от всяких податей сроком на 4 года. Это была награда ружанам за стойкость во время обороны и за верность царю Михаилу.

В XVII в. границы Московского государства на Западе были уже очень далеко от Москвы. Военное значение г. Рузы падало, и во второй половине XVII в. «воротные башни крепости были развалены, башни стеновые без «верху стояли», сами стены (острог) покосившись были, а зелья огневого (пороха) и снаряда огневого (огнестрельного оружия) при Рузе не было вовсе». Это был закат Рузы-крепости.

Возможно, внимание к Рузе как к крепости было и во время войны Петра I со шведами. Предполагается, что в Рузу был направлен небольшой гарнизон, поскольку велено было усилить все крепости от Москвы на запад. Только этим можно объяснить, что около Рузского городища, на месте нынешней Красноармейской улицы, существует мушкетерская слобода, вероятно, это было место, где стояли казармы, в которых размещался гарнизон Рузы.

После победы над шведами Руза окончательно теряет свое военное значение, и крепость разбирается жителями полностью. Ружане переходят жить на посадские улицы, а городок превращается в место, где проходят ярмарки и стоят соляные амбары.

Застройка города XVIII в. повторяла более древнюю застройку. Основные слободы Рузы шли вдоль древних дорог, которые подходили к крепости. Количество и размещение этих дорог, конечно, отличалось от расположения современных, подходящих к городу.

Руза была патриархальным городом, население которого занималось мелким ремеслом: торговлей и сельским хозяйством.

Во второй половине XVIII в. шло строительство основных более выпрямленных дорог (большаки). От Рузы шли большаки на Звенигород, на Онуфриево и далее на Воскресенск, Истру, небольшой участок на Волоколамск.

При Екатерине II был утвержден Генеральный план регулярной застройки города. Он предусматривал устройство прямоугольных кварталов города. Устройство прямых улиц (центр) было намечено занять административными застройками, а торговые площади должны были быть на окраине города. План оказался удачным, в него хорошо вписались городище (городок) и Воскресенский собор. По ряду причин выполнение плана началось только в XIX в. План был выполнен практически полностью, так что нынешние старые улицы Рузы - пример городской планировки и застройки XVIII и XIX вв.

В Рузе сохранился ряд гражданских зданий, построенных в начале XIX в., и среди них дом «Черной барыни» на Социалистической улице, где была позднее швейная фабрика. Московский архитектор В.Я. Либсон обнаружил в архивах документы, которые позволили считать этот дом дворянским особняком в стиле провинциального ампира. Он является старинным деревянным домом Рузы и датируется В.Я. Либсоном 1820 г. Из других старинных зданий назовем застройку площади Партизан, начало XIX в. Дом городничего, купеческие дома в центре (торговые постройки) появились только во II половине XIX в. Интереснейшим памятником деревянной архитектуры является особняк Леонтьева, богатого Московского предпринимателя, нынешний Дом детского творчества. Он сделан финскими плотниками в Выборге в стиле деревянного модерна, характерного для Прибалтики

К сожалению, нет документов о планировке города вплоть до начала XVII века, но с достоверностью можно сказать, что регулярной планировки слобод, улиц, переулков, в то время не существовало. Посадские люди, как тогда называли горожан, селились на высоких местах над рекой Рузой, речками Городянкой и Артюшкой и несколькими оврагами, пересекавшими город. Обязательным условием для поселения было наличие воды для людей и близость водопоя для скота. Естественными преградами город был разделен не менее чем на шесть обособленных частей со своими церквями, кладбищами и прилегавшими к ним земельными угодьями.

Руза мало чем отличалась от села. Здесь также господствовал сельско-хозяйственный быт. Лишь в отдельных слободах жили ремесленники, работавшие на рынок, да и они полностью не порывали с сельским хозяйством, имели скот, огороды, пашню и сенокосы.  До конца XVII в. торг проходил в крепости. Сюда приезжали крестьяне из окрестных сел с продуктами, иногда заезжали московские купцы, купцы из Вереи, Можайска, Звенигорода, Волоколамска привозили "красный " товар, приходили обозы с рыбой, здесь сбывали свои изделия рузские гончары, кузнецы, бондари, оружейники, колесники, сапожники, кожевники

В крепости, где был один въезд через проезжую башню с церковью Николая Чудотворца на воротах, городским властям легче было собирать пошлину с крестьян и ремесленников. Внутри крепости наряду с воеводской канцелярией находились дворы видных рузских вотчинников и помещиков где они обычно спасались вовремя осады.

В Рузе до литовского разоренья находились следующие церкви: Внутри города: 1) соборная церковь Воскресения Христова; 2) Св. Николая на городских воротах, 3) Св. Николая Чудотворца на Торгу,

4) Преподобного Сергия на Торгу, 5) Успения Пресвятой Богородицы на Торгу, 6) Покрова Пресвятой Богородицы на Посаде, 7) Преображения Господня у наместного двора, 8) Иоанна Богослова, 9) Козьмы и Демьяна на Посаде, 10) Бориса и Глеба на Посаде, 11) Параскевы Пятницы, 12) Димитрия Солунского в Боклашинской слободе, 13) Благовещения Пресвятой Богородицы, 14) Св. Пророка Илии; и за рекою Руза: 15) Рождества Христова, 16) Св. Николая Чудотворца Смоленского; 17) Преображения Господня в Назарецкой слободе, 18) Петра и Павла в Карцевой слободе; и на Ивановой горе: 19) Иоанна Спасителя Лествицы, 20) Вознесения Господня, 21) Преображения Господня на Кучках, 22) Георгиевский монастырь за Посадом.

После литовского разорения остался только один храм Св. Николая Чудотворца на Торгу. Позже восстановили храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1666 г. Построена вновь на том же месте церковь Бориса и Глеба, а в 1678 г. – церковь Димитрия Солунского.

В первой половине XVIII в. В Рузе были построены еще две церкви: в 1703 г. церковь Успения Богородицы на старом церковном месте и в 1712-1715 гг. соборная каменная церковь Воскресения Христова, при которой был устроен придел во имя Св. Николая Чудотворца вместо соборного деревянного храма Св. Николая. В 1725 г. Храм Успения Богородицы разобрали из-за ветхости.

Документы начала XVII в. сохранили названия некоторых рузских слобод. На северном берегу реки Руза, выше города, на месте Прирецкой улицы тянулась вдоль реки Боклашинская слобода. На гористом мысу на Ивановской горе, названной по церкви Ивана Богослова, была Карцева слобода, названная в последствии Ивановской.

В восточной части города, почти изолированной оврагами, на северном склоне к речке Артюшке размещалась Деменина (Демина) слобода, названная впоследствии по церкви Борисоглебской. Теперь это место Новой улицы и параллельной ей - Ульяновской. Основное население на посаде селилось на высоком северном берегу речки Городянки. Здесь было две слободы - Кизиловская и Ореховская. В XVIII в. эти слободы получили название Большой и Малой Покровсих слобод, а также частично вместе со слободой Спасах на Кочках (середина Революционной улицы между двумя оврагами) составляли Никольскую слободу, тянувшуюся от Артюшки на север по склону оврага. Сейчас здесь ряд домов от типографии к медучилищу и далее по этой линии.

В 1624 г. на южном берегу речки Городянки тянулась Бансокова слобода, очевидно, это теперь Красноармейская улица. В городе вплоть до XVII века не было каменных строений. Дома и церкви были деревянными, крытые тесом или соломой. По сохранившемуся схематичному рисунку Дмитровской церкви 1624 г. - это было небольшое односрубное строение с небольшой главой - луковкой, увенчанной крестом.

В XVIII в. хотя и сохранялась прежняя планировка, город постепенно начинает менять свой облик. В 1688 г. в последний раз упоминаются башни и стены Рузского кремля. Они разрушились от времени и больше не восстанавливались. Городские власти перенесли торг из крепости в центр города, оставив там лишь соляные магазины. Торговая площадь теперь разместилась на месте нынешнего центрального сквера и мемориального комплекса.

Соборную каменную церковь Воскресения в 1714 - 1721 гг. поставили на торгу на месте бывшей Никольской церкви. В настоящее время Воскресенский собор – объект культурного наследия.

В 1768 г. был принят царский указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Согласно этому указу был создан «План Московского наместничества городу Руза», на подлиннике которого Екатерина II 14 января 1784 г. собственноручно написала: «Быть по сему».

Этот план предусматривал превратить Рузу в регулярный город с четким прямоугольно- шахматным планом. Согласно плану предполагалось создать кварталы определенных размеров, пересекавшиеся под прямым углом улицы и несколько площадей. Центральной осью застройки авторы плана приняли осевую линию между Покровской и Борисоглебской церквами, проходившую строго с востока на запад и перпендикулярную ей ось с юга на север.

Планом предусматривалось создание центральной площади и нескольких площадей у въездных границ города, от которых открывалась перспектива к центру. Река Руза почти по диагонали на плане отсекала южную заречную часть города.

До Отечественной войны 1812 г. осуществить этот проект удалось лишь в незначительной степени.

В 1781 г. городу Рузе был присвоен герб. В верхней части герба был изображен Георгий Победоносец как символ победы, а в нижней и щита на красном поле - четыре обнаженных скрещенных меча. В указе Екатерины II о присвоении герба городу было сказано: "В знак многих сражений, случившихся при сем городе в древние времена".

В 1792 г. в Рузе появилось новое здание Димитровской церкви из кирпича с белым камнем в деталях в стиле барокко. Специалисты считают автора этого памятника архитектуры замечательного русского зодчего Матвея Казакова или одного из его талантливых учеников. В конце XVIII в. были закрыты многочисленные кладбища, разбросанные по всему городу, для городского кладбища было отведено место на западной окраине города за Димитровской церковью.

Была по новому застроена центральная торговая площадь, от нее был сделан прямой спуск у Соборной горы по срезу склона к речке Городянке. До этого прямого спуска с горы к реке Рузе не было. Спуск проходил по оврагу к речке Артюшке. Старый проезд существует и поныне за зданием старого универмага. От спуска с Соборной горы расчищен путь к паромной пepeправе.

Для этого речку Городянку, впадавшую ранее в Артюшку у современного каменного моста через нее, пустили по рву перед городком, а старое русло засыпали. Здесь получилась площадь, носившая название Нижнего рынка.

 

Кстати

Новые таблички на домах рузских улиц сейчас носят исключительно информативный характер для проживающих там людей. Каждому из них будет интересно знать, какое истинное имя носила улица, где они прожили долгие годы. И эта инициатива руководства Рузского округа (а все расходы приняли на себя добровольные пожертвователи, из бюджета округа средства не потребовались), не ведет к смене адресов, прописок и т.д.

Продолжение в следующих выпусках «РК».

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »