Суббота, 11 Июля, 2020 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Рузские паломники в Свято-Успенском монастыре


Паломничество. Слово очень емкое и многозначное. В Святой Руси паломничество всегда было частью духовной жизни всех, без исключения, слоев общества. Государь и боярин, купец и посадский человек, помещик и крестьянин – шли, добирались на лошадях, преодолевая последние версты обязательно пешком, чтобы поклониться чудотворным иконам, мощам прославленных святых земли Русской.

От монастыря к монастырю, от храма к храму вели дороги и дорожки. Шел русский человек, любуясь окружающим его миром: синим небом, шелковой травой, широкими реками, могучими лесами - и за все славил Бога. Слова благодарственной молитвы постоянно были на устах паломников в дороге. И только придя в монастырь, возблагодарив за это Бога и Пресвятую Богородицу, мог, наконец, человек попросить в молитвенном стоянии и для себя и своих ближних Божией милости. Паломничество для русских людей – это немалый труд души, труд обретения Благодати Божией.

Мы живем в XXI веке. Слава Богу, сейчас открыты многие монастыри, храмы, возобновлены святые источники. Наше время очень сложное, таящее много опасностей для человеческой души. Как трудно не впасть в соблазн развлечений, пустословия, гордыни, ненависти, чревоугодия. Но есть у нас, заложенный еще далекими предками нашими, завет православной веры, веры, которая укрепляет человека и помогает ему бороться со всеми современными соблазнами.

Главная заповедь Божия – заповедь Любви. Православная культура русского человека строилась издревле на трех основных стержнях: Любви к Богу, Любви к ближнему и Любви к Отечеству. Современное паломничество помогает соединить все это воедино. Что толкает современного человека отправиться в далекое путешествие? Желание принести свои молитвы ко Господу в намоленном за долгие века существования монастырском храме. А помолиться перед святыми мощами и чудотворными иконами, значит  оказать духовную помощь родному и близкому человеку, за которого просишь. Все наши монастыри были богатырями, воинами и в суровые для Русского государства годы защищали его, стояли насмерть в противостоянии с врагами.

Благодаря помощи агрохолдинга «Русское молоко» дальние паломнические поездки становятся реальностью для многих жителей Рузского района.

2 июля – день памяти Святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси. Прихожане и учителя Колюбакина ранним утром выехали в город Старицу Тверской области. Мы ехали в Свято-Успенский монастырь. Прочитаны утренние молитвы и акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Дорога неширокой серой асфальтовой полоской ведет наш автобус вперед. За окном разливается утро, шумят вековые леса. Мы пересекаем речушки и поселки, слушаем неторопливый рассказ о самом монастыре, его тысячелетней истории и личности первого Патриарха Русской земли Святителя Иова.

Основание монастыря относится к 1010 году. Монастырь рос, строился, сгорал, отстраивался вновь и вновь приходил в запустение. Но наступил XVI век. И городок Старица становится столицей Старицкого княжества. Места эти были отданы в удел Андрею, сыну Ивана III. На высоком левом берегу Волги построен был Кремль, оборонительные стены и башни, внутри Кремля – княжеский дворец, храмы. А на противоположном, пологом берегу князь отстраивает заново, возрождает Успенский монастырь. И становится монастырь не только центром духовной жизни, но и оборонительным сооружением, потому что защищает посады, раскинувшиеся за ним.

Старица встретила нас тихими улицами, очень уютными небольшими особнячками начала XX и даже XIX века. Автобус ехал по левому берегу и поэтому, когда въехал на мост через Волгу, мы увидели панораму всего монастыря. Святые ворота были распахнуты, приглашая всех на праздничную службу. Осторожно и тихо шли мы по территории. Многие приехали сюда впервые.

Встретил нас белокаменный Успенский собор середины XVI века. Он очень походит на московские храмы, особенно на Успенский собор Московского Кремля. Отличается пирамидальностью позакомарного покрытия и нарядным убранством традиционных московских кокошников. Именно здесь, в этом соборе и был пострижен с именем Иова посадский юноша Иоанн. Он получил образование в этом монастыре, но родители решили его женить, а он, испросив разрешения отойти в монастырь для совета, навсегда остался в нем. Здесь, в монастыре, может быть даже на том месте, где стояла наша группа, в далеком XVI веке стоял русский царь Иван Грозный и обсуждал с игуменом монастыря Иовом строительство трапезной церкви Введения во храм Богородицы.

По скрипучим деревянным ступеням мы поднимались в эту церковь, потому что праздничная служба будет проходить именно здесь, в приделе, посвященном Святителю Иову. Низкие побеленные каменные своды (завершение церкви шатровое) уносили нас в историю. Для нас это было соприкосновение с такой святыней русской земли, что замирало сердце. Мы только крестились и славили Бога.

Праздничную службу вел митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Помимо нас в храме прихожан было совсем немного. Никто никому не мешал, не было тесноты, все тихо и сосредоточенно молились. Был крестный ход, Владыка кропил всех святой водой. Два часа службы прошли незаметно. И уже на центральной площади монастыря мы вновь встретились с Владыкой Виктором, рассказали, откуда приехали на сегодняшний праздник, попросили благословения. Конечно, было фото на память. Вместе с Владыкой мы посмотрели выставку фотографий «70 лет Великой Победы».

Экскурсию по монастырю и храмам вел местный, старицкий краевед Александр Владимирович Шитков. Увлеченный историей своего края человек, замечательный рассказчик, он напомнил нам нашего, теперь покойного Льва Сергеевича Соколова.

Надолго остановились мы в старинной каменной палатке в основании колокольни. Здесь покоились под спудом мощи Святителя Иова до того момента, пока, обретенные по приказу царя Алексея Михайловича, не были отправлены в Москву, в Кремлевский Успенский собор.

Поклонились мощам преподобной Пелагеи, местночтимой старицкой святой. По преданию, она была духовной матерью Святителя Иова.

Единственный храм, который выбивается своей архитектурой из стройного монастырского ансамбля – это Троицкий собор. Построен он был на немалые деньги жителя города генерал-майора А.Т. Тутолмина. Он решил в подклети церкви обустроить усыпальницу своих родных.

Церковь очень интересная, со своеобразным интерьерным решением. Большое место в росписях уделено подвигу святой великомученицы Татианы. Две большие фрески и икона. Мы особенно ждали возможности приложиться к ним: в нашей группе было много Татьян.

Матушка Варвара, которая является радушной хозяйкой монастыря для всех приезжающих сюда паломников, не отпустила нас без трапезы. Хотя в такой день это было нелегко. Монастырский обед был постным, но очень вкусным.

Последним местом, куда мы пришли – часовня Георгия Победоносца, в которой течет вода из святого источника и обустроена купель. Все те же 4-5 градусов, как и везде, но вода была легкой и показалась нам теплой.

За монастырем полюбовались Волгой. Мы видели ее в Ярославле и Костроме, проезжали по Угличской плотине. Там она широкая, полноводная. А здесь маленькая и мелкая. Самое начало великой русской реки. Так получается, что она связывает воедино все наши паломнические путешествия по святым местам нашей необъятной русской земли.

Неспешно и спокойно отправились мы в обратный путь, наполненные впечатлениями и особым состоянием души, стараясь не расплескать в разговорах, а сохранить для дома и своих близкий, за которых молились в обители, крупицы Благодати Божией.

С нами вместе во всех паломнических путешествиях наши водители – Андрей Валерьевич и Анатолий Иванович. Мы очень благодарны им за профессионализм, отзывчивость, доброту и понимание.

Прихожане и учителя Колюбакина благодарят Василия Вадимовича Бойко-Великого за возможность в наше сложное время посещать святые обители и наполнять свои сердца любовью к Богу.

Марина Ковшикова, фото автора.

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »