Вторник, 19 Марта, 2019 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

«Русским именам нужна охранная грамота»


Протоиерей Геннадий Беловолов о законопроекте, запрещающем давать детям экзотические имена.

Как сообщалось, совет одной из парламентских партий по разработке и совершенствованию законодательства приступил к работе над законопроектом, запрещающим использовать в именах детей цифры, знаки препинания и различные символы. Попытки родителей поэкспериментировать над именем своего ребенка строго пресекаются законодательством разных стран, так как негативно сказывающиеся на детской психике. Об этом сообщила одна из инициаторов законопроекта адвокат Виктория Пашкова.

Например, Кодекс о браке и семье Республики Беларусь запрещает давать детям имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии запрещены предосудительные имена, поскольку они могут вызвать дезориентирующие представления, ввести в заблуждение. В Швеции не регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их носителя или по другой причине не могут быть именами. Пора и в России навести порядок с именами.

О законопроекте рассуждает в интервью «Русской народной линии» петербургский священник, директор мемориальной квартиры-музея святого Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма святого Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье) протоиерей Геннадий Беловолов.

- На самом деле подобный закон всегда существовал в традиции любого народа, но часто он не был зафиксирован в качестве государственного, - говорит священник. - Имя – это особый знак человека, имеющее глубокий духовный характер. Имя является частью личности человека, позволяющее самоидентифицироваться. Имя выражает принадлежность человека к определенной вере, народу, культуре и цивилизации. Имя - это духовный паспорт человека.

Аналогичная традиция была принесена на Русь вместе с принятием Православия. Все наши имена кодифицированы Церковью и собраны в особый список имен - Святцы.

В Церкви имя человеку дается в восьмой день после рождения - по аналогии с тем, как Иисус Христос был наречен на восьмой день (именно в этот день празднуется старый Новый год). При этом священник совершает особую молитву, которая так и называется «Молитва на наречение имени младенцу в 8-й день». Она начинается знаменательными словами: «Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем…» Именно в этот момент впервые произносится христианское имя младенца.

Главное качество христианского имени состоит в его святости, ибо все имена в Церкви - это имена святых, не случайно и сам список имен называется Святцы. Нарекая имя, Церковь дает христианину и небесного покровителя - носителя этого имени. Поэтому наречение имени в русской церковной традиции – это духовный акт, который связывает человека с его небесным покровителем, с Церковью, вводит в общество святых. Через имя человек входит в состав Соборной Церкви. Христианское имя свидетельствует, прежде всего, о том, что я - христианин и член Церкви.

С другой стороны наше имя свидетельствует о нашей принадлежности к русскому народу. Война против России выражалась также в войне против ее собственного имени и имен русских людей.

Если взглянуть в прошлое, то можно увидеть, что изменение идеологии в истории часто сопровождалось процессом создания нового календаря и переименования граждан. Особенно ярко это проявилось после переворота 1917 года - богоборчество и ломка русских традиций выражались, в частности, в насаждении новых, революционных имен. В те годы была предпринята попытка создать «красный месяцеслов». Появилась масса «имен», образованных как аббревиатуры фамилий вождей революции, праздников: Владлен, Марлен, Рэм (революция, Энгельс, Маркс), Вилен, Октябрина, Даздраперма («да здравствует Первое мая»). Были и такие сейчас уже забытые имена как Ледат (Лев Давыдовыч Троцкий), Далис (да здравствуют Ленин и Сталин), Фэд (Феликс Эдмyндович Дзеpжинский), Пофистал (победитель фашизма Иосиф Сталин). Хотя чему удивляться, если сама Россия была переименована в аббревиатуру СССР, в которой не нашлось места слову Русь.

Современный вакуум идеологии также заполняется индивидуальными экспериментами в области имянаречения. Одна семейная пара из Нижнего Тагила назвала свою дочку Приватизацией. В ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя - Виагра. Культ футбола проявился в появлении в двух российских семьях младенцев с именем Гус (в честь тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка). Новые ценности рыночного общества отразились в таких именах, зарегистрированных в российских ЗАГСах в последние три года, как Мерседес и Миллионера. Апогеем такого имятворчества стало называние в Перми родителями своего сына Люцифером. Причем в городском ЗАГСе не нашли аргументов переубедить родителей.

Возникает простой вопрос: как не жаль родителям собственных детей, которые будут носить такие «имена»? Вряд ли дети с подобными «именами» скажут спасибо папе и маме за такой подарок. Дело не только в том, что эти дети будут иметь массу психологических проблем, но также в том, что родители, таким образом, вырывают своего ребенка из национальной и религиозной традиции, по сути, отрывают его от своего народа и Церкви.

Ныне в паспорте государственного образца не обозначается принадлежность человека ни к своему народу, ни к своей вере, поэтому именно имя становится последним знаком этой принадлежности.

К счастью, в последнее время все больше приносят на крещение детей со старинными русскими православными именами. Уже не раз приходилось крестить Матвеев, Тимофеев, Степанов, Захаров, Прохоров. Был недавно и Макар. Очевидно, что нужно использовать все богатство русского именослова, включая в современную практику старинные, подчас забытые имена. Считаю, что мы могли бы обогатить нашу традицию также древними славянскими именами русских князей, почитаемых Церковью. Почему бы не вспомнить о таких именах как Изяслав (в честь благоверного великого князя Изяслава Ярославича, память 3 октября, почитаемого в Соборе Киевских святых), Ярополк (в честь святого благоверного князя Ярополка Изяславича, память 5 декабря), Ярослав (в честь Ярослава Мудрого, память 20 февраля). Также можно было бы активнее использовать святцы других славянских церквей: Злата, Милица, Горазд, Воин и другие.

Хотел бы отметить еще одно новое явление в имянаречении в современной России. Многие православные родители называют своих детей в честь членов семьи последнего Российского императора. Более того, я знаю в Петербурге две семьи, где всех своих детей последовательно называют именами царской семьи. Что может быть больше этой воистину народной канонизации царственных мучеников!

Подытожу свои размышления. Наречение имени - относится к духовной культуре народа, которая в идеале существует в качестве предания как неписаный закон. Но если обнаруживается системное отклонение и разрушение культуры имени, тогда нужен обязывающий письменный закон. К сожалению, ряд фактов свидетельствует о кризисных явлениях в области наших национальных традиций, о том, что наш исконный именослов подчас перестает работать на уровне предания, и ему нужна законодательная поддержка. Хотелось бы поддержать новый законопроект. Разработка такого закона, конечно, потребует определения, как отделить имя от современной клички.

Русским именам нужна охранная грамота. Они нуждаются в охране как памятник нашей культуры и главное как основа нашей идентичности. Мы должны уметь постоять на страже своих имен, хранить, как говорили в старину, честь русского имени.

«Русская народная линия».

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »