Суббота, 1 Октября, 2022 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

На Афоне освящен новый храм во имя всех Святых Русских Князей и Царей


В 2013 году в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был освящен новый храм во имя всех святых Русских Князей и Царей.

Так память всех святых русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма. И знаменательно, что произошло это именно в Русской Обители на Святом Афоне.

В новосозданном на Святом Афоне Царском храме будут также поминаться на проскомидии представители всех княжеских и царских родов, не причисленные к лику святых. В заупокойных ектениях на богослужении будут возноситься имена Государей, являвшихся ктиторами и благодетелями Обители.

Как отмечает журнал «Душеполезный собеседник», освящение в Русской Обители на Святом Афоне первого в истории Руси храма всех святых Русских государей станет примером, которому последует создание подобных храмов в разных уголках Русского мира.

Ниже приводим для читателей выдержки из статьи в журнале «Душеполезный собеседник», издаваемом Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем:

«Святые благоверные Государи составляют особый, весьма многочисленный собор святых Русской Церкви. Лик благоверных русских Государей включает в себя представителей обеих династий, правивших на Руси за 1025-летие ее христианской истории, и насчитывает в своем составе 150 венценосных угодников Божиих, канонизованных к общему или местному почитанию. Среди них два Царя: Феодор Иоаннович из династии Рюриковичей и Николай Александрович из династии Романовых; 40 Великих и 91 удельных князей и княгинь из Дома Рюриковичей; 17 представителей Дома Романовых.

Многочисленностью этого собора обусловливается и многообразие подвигов, которыми каждый из них угодил Богу, и заслужили добрую память и почитание соотечественников.

Это дает возможность распределить собор святых Государей по ликам в соответствии с подвижническим служением каждого государя или государыни. Среди прославленных Русских Государей можно выделить лики равноапостольных, мучеников, преподобных, преподобномучеников и благоверных. Таким образом, среди святых русских князей и Царей было два равноапостольных государя, 52 мученика (37 из Дома Рюриковичей и 15 из Дома Романовых), 26 преподобных и 70 благоверных.

Каждый из святых государей был поставлен Промыслом Божиим перед судьбоносным выбором. Каждый – перед своим. Христианство или идолослужение. Благочестие или нечестие. Верность христианскому долгу ценой собственной жизни или временная жизнь ценой вероломства и измены.

Власть, богатство, слава или же – монашеское послушание, кротость, бесчестие и безвестность. Удивительно то, что выбор, сделанный каждым из них, повлиял на судьбу всей Русской земли, сформировал историческое лицо нашего Отечества, то, что мы называем Святою Русью. Их личный подвиг создал образ благоверного государя, «доброго Царя-батюшки», притягательный и приснопамятный для русской души. Этот образ настолько устойчив, что задает критерии оценки деятельности всех последующих правителей Руси.

Каждый из святых Государей официально прославлен Церковью (Отечественной и Зарубежной) в разные времена истории, тем или иным ее Собором. Обращает на себя внимание тот факт, что прославлены не просто отдельные личности, но целые семьи русских князей. Причем члены одной семьи угодили Богу на разных поприщах служения. Это свидетельствует о глубоко укоренившемся на Руси семейном благочестии, или «бытовой» святости православной русской семьи. Образец святости, стремление к нему, желание организовать свою жизнь в соответствии с ним, были присущи сознанию русских людей. От князя до простолюдина. И княжеская семья здесь на особом счету. Ведь князь, царь - всегда на виду. Святость спасает вокруг себя тысячи. И если царская семья благочестива, если его семейный быт образцовый, то это не может не оказывать влияния на других. Поэтому и сформировалось в сознании людей представление о своей Родине, как о Святой Руси. Появилось оно не в типографии, не в каком-нибудь средневековом отделе информации, а вышло из души народа.

Благочестие, святость - это и есть те скрепы, которые постепенно сплачивали Русскую Землю, русских людей вопреки всем внешним и внутренним противодействиям. Благочестие и святость - это и есть код нашей идентификации. Благодаря этому и крепла всегда Русь, несмотря на все, что с ней происходило.

Сейчас много говорится и поется о Святой Руси, о новом собирании Руси. Слава Богу, что мы сохранили понятие и стремление к этому. Но необходимо также и понимать, что без стремления к святости, без нравственной ответственности, без четкого представления о своем долге и своих обязанностях перед Отечеством, обществом, своей семьей и лично перед Богом за свою собственную душу - никакой Святой Руси не будет. При растущих в обществе тенденциях эгоизма, наживы и неслыханного разврата о каком собирании Руси может идти речь! Ради чего собирать: ради греха! Но тогда это не Святая Русь, а Вавилон, который рано или поздно рухнет и погребет всех под своими обломками.

Собирая ныне раздробленную Русь необходимо с самого начала выстраивать правильную нравственную парадигму, чтобы все понимали, над чем мы работаем, и что от каждого требуется на его месте. В противном случае бренд «Святая Русь» превратится в погремушку, фольклор и фетиш.

Русские князья, святые и не прославленные, стремясь преодолеть раздробленность, заключали выгодные экономические союзы, объединяли границы, организовывали совместную оборону против общей угрозы. Но в то же время они осознавали, что главный фундамент, на котором зиждется Русская Земля, это вера и благочестие.

Духовно-нравственное совершенствование является идеалом Святой Руси. Это тот остов, костяк нашего Отечества, который отличал всегда нашу особую цивилизацию от либеральной Европы. Русь должна возродиться как столп веры и благочестия, как сила, удерживающая мир от нравственно-духовной деградации.

Православная цивилизация - это и есть тот самый Удерживающий, который отодвигает мир от погибели.

Когда подумаешь о почти 150 святых русских правителях, то осознаешь: какая же это мощь! Они все до сих пор присутствуют в нашей истории, потому что молятся Богу за всю Русскую Землю. Поистине - это великая сила.

Факт наличия такого большого количества святых, угодивших Богу не где-нибудь в пустыне и лесу, но на самой скользкой и опасной стезе, таящей множество препятствий и соблазнов для христианской нравственности, говорит о глубокой религиозности русской души. О распространении христианства не только на широте географических просторов, но и в глубине человеческих сердец, от простолюдина до князя и Царя. Это явление можно назвать одним из феноменов русской святости. Ни в одном другом народе не было явлено такого числа благочестивых правителей. Во всей Европе вместе с Англией взятой, к лику святых причислено всего два десятка королей, графов, герцогов и их близких родственников. Причем девять из них прославлены еще до 1054 года, и потому являются святыми не столько католическими или англиканскими, но Соборной Православной Церкви.

Из всех 20 прославленных католической церковью венценосных особ десять являются английскими правителями, два - испанскими, один - венгерским, один - шотландским и пять - французскими, причем два из них, святая Эмма и святой Феликс, являются дочерью и правнуком дочери благоверного великого киевского князя Ярослава Мудрого - Анны, королевы Франции.

Примечательно, что оба отпрыска русской крови прославились в аскетических подвигах и, по сути, являются единственными преподобными среди святых западных королей. Святая Эмма не смогла прижиться на диком Западе. Достигнув совершеннолетия, она бежала из Франции на родину матери, в Киев, но заблудилась, и упала без чувств, будучи обессиленной и больной, где-то под Мюнхеном. Ее подобрала одна крестьянская семья, вылечила, выходила. Но Эмма не осталась с ними. Она предпочла быть скиталицей и изгнанницей в чужой земле. Местом ее подвигов стало дупло старой липы. Она учила детей вере, исцеляла больных. Память ее широко празднуется до сих пор местным населением.

Пример святой Эммы сквозь века передает завет ее соотечественникам держаться подальше от «просвещенной», либертерианской Европы.

Святой Феликс отказался от богатств и титулов и постригся в монашество. К сожалению, оба они жили в XII веке, то есть после отпадения Рима, и не внесены в святцы Православной Церкви.

Особо необходимо сказать об иноческом подвиге русских государей. Он несколько выбивается из общего представления о княжеской святости.

Желание князя уйти из мира всегда говорило о многом в душе русского человека, всегда было особым признаком благочестия государя, его искренней любви к Богу. Принимая иноческий постриг, государь добровольно отказывался от политического и социального служения во имя совершенствования своей души в Боге, очищения страстей и прощения грехов. Однако это нисколько не умаляло значения его в глазах подданных. Даже наоборот. В лице Государя-инока народ и Отечество приобретали молитвенника и предстателя перед престолом Всевышнего.

Первым князем, отвергнувшим порфиру, стал преподобный Никола Святоша Черниговский. Его примеру последовали многие представители княжеского сословия, просиявшие строгостью подвижнической жизни. Среди государей-иноков 26 причислены к лику святых.

Иноческий постриг Государя приобрел особое значение в эпоху Московских князей и Царей досмутного периода. Практически все они принимали пострижение в монашество в старости или на смертном одре, но в любом случае – шаг этот был обдуманным, осознанным и запланированным.

Русские Государи становились не только хранителями Православия на Руси, но и во всей вселенной. Особенно осознание этого факта усилилось после того, как преподобная Ангелина Сербская, мать последнего деспота Сербского, передала Русским Князьям право на ктиторство Русской обители на Афоне, а вместе с ней и всей Афонской Горы. Это было постепенное вступление в обязанности Удерживающего. Москва стала осознаваться Новым Римом, новым Иерусалимом, а вся Земля Русская – Уделом Пресвятой Богородицы.

Создание княжеских Святцев впервые было предпринято в середине XVI века. В это время завершился процесс собирания Руси. Для того чтобы скрепить этот союз, необходимо было духовно сплотить население некогда раздробленных княжеств. Одной из задач на пути достижения этой цели являлось создание канона русской святости. Для этого митрополитом Московским и всея Руси святителем Макарием и Царем Иоанном Васильевичем были специально созваны так называемые канонизационные Соборы.

Месточтимые иконы и святые принимались теперь в общерусские святцы для всеобщего почитания. Именно тогда были прославлены благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил и Александр Тверские, Петр и Феврония Муромские и другие. В 1557 году, вскоре после Соборов, Царь Иоанн Васильевич послал Константинопольскому Патриарху Помянник святых Русских Князей.

Первый Синодик в бозе почивших Русских Князей был составлен в XVII веке при Московском Успенском Соборе для употребления при возглашении вечной памяти в Неделю торжества православия, однако он не отделял святых князей от не прославленных, поминая всех равно «за упокой», за исключением святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

По материалам журнала «Душеполезный собеседник».

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »