Понедельник, 22 Апреля, 2019 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

ВЕЛИКИЙ ПОСТ


Начало наступившей недели для каждого христианина день особый. 3 марта — начало Великого поста, который продлится семь недель. В чем духовная сущность этого значимого для православного человека события? Об этом мы беседуем с иереем Сергием Ереминым, настоятелем Покровского храма в Богородском и храма святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе.

— Отец Сергий! Начался Великий пост. У людей, только вступивших на путь воцерковления, имеется множество вопросов, связанных с этим периодом церковного календаря. Скажите, откуда появилась традиция поститься и с какими событиями связано возникновение Великого поста?

— Посты существовали издревле, в разных культурах, в разных верованиях. Доподлинно известно, что и в ветхозаветные времена, до Иисуса Христа, пост был неотъемлемой составляющей религиозной жизни. В христианстве существует четыре многодневных поста — Великий, Успенский, Рождественский и Петров. Но самый древний из них — Великий. Апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Изначально это был период подготовки ко крещению. В те времена именно на Пасху совершались массовые крещения. И сами новообращенные, и их наставники соблюдали эту традицию, а затем и все верующие — в знак братской любви и поддержки. 

Постепенно Великий пост стал обязательным для всех верующих и превратился в то, как мы его знаем сейчас — ожидание главного православного праздника — Светлому Христову Воскресению. Пожалуй, нет более трогательного, светлого и поучительного времени в церковном календаре, чем эти дни. 

Это находит свое отражение и в великопостных богослужениях. Они более содержательные, удивительные по своей красоте. Только раз в году на храмовых богослужениях в первую седмицу читается, по частям, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это торжественное и в то же время печальное произведение, наполненное глубоким смыслом и красотой слога: «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается, и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий».

— В эти дни многие хотят приобщиться, возможно, впервые в жизни, к подвигу поста. Что бы вы посоветовали этим людям? Как правильно подготовиться и провести пост?

— Во-первых, нужно отчетливо понимать, для чего это нужно. Некоторые расценивают пост как возможность очистить организм, похудеть и т. д. Такие цели никак с постом не связаны, и называться постом не могут — это просто разгрузочная диета. Пост, прежде всего — это покаяние. Это осознание своей греховности, порыв души, жаждущей очищения, не плотского, но духовного. Люди, не имеющие опыта поста, часто совершают ошибки, которые не только могут их отвратить от этого подвига, но и от самой веры. Бросаясь «с головой в омут», они, не рассчитавши своих сил, сразу хотят поститься по монашеским правилам, практикуя сыроядение и сухоядение, а то и просто отказываясь от пищи. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Нужно понимать, что для мирян, ведущих активный образ жизни, держать такой пост чрезвычайно сложно. В результате, через несколько дней такого режима появляются проблемы со здоровьем, нервозность, злоба на всех и вся. То есть получаем полную противоположность тому, что ожидали. Спасемся ли мы, если откажемся от куска мяса и стакана молока? Вряд ли.

«Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас, прежде всего Господь Бог наш?»

Отказ от некоторых видов пищи — не самоцель, а лишь средство достижения цели. Отсюда первый совет — прежде чем поститься, получите благословение у своего духовника. Он, зная вас, зная ваш уровень подготовленности, прочность веры, состояние здоровья, даст вам правильные рекомендации. Здесь все очень индивидуально, нельзя всех грести под одну гребенку.

— Следовательно, священник может дать некоторые послабления? 

— Несомненно! Пост должен быть по силам и не наносить вреда здоровью. Иначе мы уподобимся самоубийцам. «К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Согласитесь, кормящие матери, беременные женщины, дети, подростки по своей физиологии нуждаются в более калорийном и разнообразном питании, кому-то невозможно обойтись без молочных продуктов, а кому-то вовсе не следует ограничивать себя в питании. Послабления даются людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, имеющим серьезные умственные нагрузки (например, студентам), а также воинам и путешествующим. Однако все эти люди, с благословения священника тоже участвуют в подвиге поста.

«Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». Если нет возможности ограничить себя в пище, ограничьте себя в другом. Попробуйте за это время ни разу ни с кем не поругаться, никого не осудить. Это тоже не так-то просто. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Пост — это наша малая жертва Господу, это доказательство нашей веры и любви к Богу. «Жертва Богу дух сокрушенный» (Пс. 50, 19).

— Ежегодно в преддверии поста в СМИ появляется множество рецептов постной кухни, многие из которых отличаются экзотичностью, такие блюда порой дороже и изысканнее скоромных — с авокадо, королевскими креветками, омарами и т. д. В магазинах продают продукты с пометкой «Постные». Постное печенье, постный майонез и даже постный торт.

Вроде бы формально — все по правилам, но с другой стороны закрадывается сомнение. Какой же это подвиг, где тут жертва, какое усмирение плоти с такими-то продуктами?

— Постные майонезы и торты — это хитроумная спекуляция, менеджерский трюк, не более того. Сегодня все больше людей принимают решение поститься, и торговые сети реагируют на эти новые веяния, чтобы не упустить прибыль. В посте главное — умеренность. Неплохо, конечно, немного разнообразить меню, а не питаться только картошкой и макаронами. Но не стоит доводить до абсурда. Пища должна быть достаточно простой, иначе не будет практически никакой разницы между постными и скоромными днями. Чтобы упростить себе жизнь, человек ищет компромиссы с самим собой, сам себя обманывает. Мне приходилось слышать и такое. Зная, что путешествующему во время поста разрешается вкушать и скоромную пищу — ведь во время путешествий мы живем в особых, не зависящих от нас условий — кое-кто отправляется в дальние страны. С одной стороны, ни в чем себе не отказывает, с другой — формально не нарушает предписанных церковью правил. Ну и как это трактовать? Кому и какая польза от такого «поста»?

— Как вести себя во время поста? Можно ли ходить в гости, театр, смотреть телевизор?

— Состояние, в котором пребывает постящийся, можно определить, как «светлая грусть». Это время молитвы, время разобраться в себе, заглянуть в свою душу. И все, что мешает этому состоянию, стоит исключить. Это не значит стать на время затворником. Можно и в гости ходить, и общаться. Но при этом избегать шумных застолий, пустых разговоров, а тем более непомерных возлияний. На Руси исстари во время поста увеселительным мероприятиям места не было. И это, на мой взгляд, правильно. 

«Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости».

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степенен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». 

Смотреть телевизор тоже можно, но программы подбирать более тщательно, сообразно моменту и по возможности сократить время, проводимое у телевизора. А высвободившиеся часы посвятить хорошей книге, покаянной молитве, да просто домашним делам, занятиям с детьми. Пост — лучшее время для самообразования в духовной сфере. Сегодня это доступно — есть и литература, и Интернет, — было бы желание! И, разумеется, во время поста нужно чаще бывать в храме, участвовать в богослужениях. Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений и даже от насущных дел. Усмирить страсти, отказаться от того, что удаляет нас от Бога. А через это увидеть свои недостатки, устыдиться, а потом и очистить свою совесть, покаявшись перед Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий».

— Употреблять спиртные напитки тоже запрещено? Ведь практически они не являются скоромными — их приготовляют из зерна, ягод, фруктов, но с другой стороны, в отличие от других продуктов,  поособенному влияют на человека.

— Для русского человека это особая тема. К сожалению, в нашем народе не привилась культура пития. Пить — так допьяна. Согласно церковным правилам, в воскресные дни поста разрешается «немного вина». Но что значит «немного»? У каждого на этот счет свое мнение. Кому-то и бокала вина много, а для кого-то и бутылка водки — приемлемая доза. Поэтому, если не уверены в себе, знаете, что не сможете остановиться, лучше вовсе исключить спиртное из своего рациона.

— Бывает, что даже в одной семье одни члены семьи постятся, другие — нет. Из-за этого возникают разногласия, а то и ссоры. Как православный христианин должен вести себя в подобном случае?

— Пост — это не только отказ от скоромной пищи, но прежде всего борьба со страстями: осуждением, завистью, злоречием, строптивостью — всем тем, что осуждает Святая Церковь. Мир в семье — очень важная составляющая. Можно готовить отдельно постящимся и не постящимся, найти компромисс. Человеку верующему нужно постепенно воспитывать своего спутника или спутницу жизни, готовить его (ее) к воцерковлению. А если конфликт все же возник, то между личным благочестием и миром в семье надлежит все-таки выбрать в пользу мира. Господу не нужно таких жертв, как распад семьи, ибо брак — это Таинство, семья — это малая церковь.

— Действительно ли во время поста необходимо соблюдать воздержание от супружеских обязанностей? 

— Да, это так. Время поста — это время освобождения души от гнета телесных потребностей и удовольствий. Поэтому христиане, имеющие семьи, стараются проводить пост не только в молитве и воздержании от скоромной пищи, но и ограничивают себя в супружеских отношениях, принося тем самым добровольную жертву Богу. Апостол Павел так писал об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Такое воздержание — настоящий подвиг, который люди берут на себя ради Бога по обоюдному согласию, и от которого в результате получат несомненную пользу. Ведь ничто так не укрепляет брак, как временное воздержание. 

Воздерживаясь от плотского общения в течение Великого поста, на Пасху супругов ждет новый медовый месяц. Это самая лучшая профилактика супружеских измен.

— Батюшка, а как быть, если человек не рассчитал свои силы, соблазнился на скоромную еду, нарушил пост. Есть ли смысл продолжать его дальше или уже все испорчено?

— Конечно, смысл есть. Если вы оступились, то покайтесь в этом и продолжайте свой духовный путь дальше. 

Записала Анна Гамзина,
фото автора

ВОИСТИНУ

Пост как проявление любви Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.

О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, существует такое повествование.

Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. 

Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и. усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, — тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Однако следует помнить, что подобные примеры единичны, их следует воспринимать, как исключения. И ни в коей мере не использовать, как оправдание собственной слабости и невоздержанности. 

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »