ОЛЕГ ЯКУНИН ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ГЛАВОЙ РАЙОНА ПО ЗАКОНУ
С 5 ноября этого года, когда вступило в силу решение Московского областного суда о признании состава Совета депутатов Рузского района неправомочным, Олег Александрович Якунин, ранее занимавший должность главы района, автоматически лишился своих полномочий.
Федеральный закон № 131 об организации местного самоуправления прямо и недвусмысленно трактует ситуацию подобную той, что сложилась в настоящий момент в Рузском районе. Согласно того же закона полномочия главы должны быть переданы на время одному из действующих заместителей бывшего главы, а в районе назначены выборы в срок не позднее 6 мая. Резюмируем: В настоящий момент Рузский муниципальный район фактически и юридически остался без главы исполнительной власти, а любые решения и постановления Олега Якунина, ранее занимавшего эту должность, никакой силы не имеют.
Образованию такой ситуации в районе предшествовал целый ряд событий. Напомним о них читателю. По результатам выборов 8 сентября 2013 года шесть депутатов Совета депутатов Рузского муниципального района были избраны в советы поселений, а председатель Совета А. Г. Кавецкий — главой сельского поселения Ивановское. Выполняя требования закона о невозможности совмещения выборных должностей, 13 сентября народные избранники направили в Совет заявление о досрочном прекращении полномочий. Депутат М. Г. Уваров, не нашедший поддержки избирателей городского поселения Тучково, к ним присоединился.
Решением Совета депутатов от 13 сентября 2013 года № 488/61 досрочно прекращены полномочия семи депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам: И. А. Вереиной, И. Н. Глотовой, А. Г. Кавецкого, В. М. Кашникова, B. C. Короткина, С. Б. Макаревича, М. Г. Уварова и одного депутата В. Е. Новикова, избранного по спискам МО ВПП «Единая Россия».
В результате в Совете депутатов Рузского муниципального района из 18 депутатов осталось 11 (мандат В. Е. Новикова, избранного по спискам МО ВПП «Единая Россия», был передан политической партией другому депутату).
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, то есть Совет депутатов Рузского муниципального района правомочен принимать решения при избрании не менее 12 депутатов.
Сложившаяся ситуация (невозможность принятия ключевых для районов вопросов) побудила депутатов Г. А. Белозерова, В. Н. Кувшинова и В. Ю. Михайлова, некоторых избирателей Рузского района и прокурора Московской области обратиться в Московский областной суд с требованием о признании состава Совета неправомочным.
Московской областной суд 5 ноября принял решение по делу № 3–126/13, полностью удовлетворив требования заявителей и признав неправомочным состав Совета депутатов Рузского муниципального района четвертого созыва, который был сформирован на муниципальных выборах, состоявшихся 11 октября 2009 года. Решение обращено к немедленному исполнению. Все это стало результатом принятия так называемой «колюбакинской инициативы» — новации, предусматривающей лишение избирателей района права прямых выборов депутатов районного Совета. Заметим, что такой порядок был инициирован администрацией Олега Якунина.
Решением Рузского суда (его подтвердил в апелляционном определении от 9 октября 2013 года и Московский областной суд), инициатива была признана соответствующей закону.
Изменение порядка формирования представительного органа Рузского муниципального района в силу п. 11.1 части 6 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прекращает полномочия действующего главы муниципального района. При этом прекращение полномочий главы района в каком-либо дополнительном оформлении не нуждается — есть прямое указание закона и этого достаточно.
Хотелось бы обратить внимание бывшего главы района О. А. Якунина и городского прокурора Манева С. И., что в случае, если после 6 ноября 2013 года Олег Александрович Якунин принимал или будет принимать решения и совершать действия от имени муниципального образования как глава района, это следует рассматривать как самоуправство. То есть преступление, предусмотренное статьей 330 УК РФ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части 4 стати 10 устанавливает «в случае досрочного прекращения полномочий муниципальных органов… досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий». То есть выборы главы Рузского муниципального района должны быть проведены не позднее 6 мая 2014 года.
Действующее законодаельство помимо прекращения полномочий главы связывает с изменением порядка формирования Совета депутатов и другие последствия. Например, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после изменения порядка формирования Совета депутатов избранный на муниципальных выборах глава района является председателем Совета депутатов района (с п. 2 и 5 ч.2 ст. 36).
Хотелось бы обратить внимание сформированного по новым правилам Совета депутатов на неоднократно озвученную в прессе позицию губернатора Московской области Андрея Воробьева о целесообразности и обязательности прямых муниципальных выборов глав районов. И напомнить о части 4 статьи 40 указанного закона: «4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения».
Сергей Бут
Рузский Совдеп готовит секретные протоколы?
Ничем иным, как работой над судьбоносным проектом, способным в одночасье переместить ружан в светлое будущее, нельзя объяснить режим особой секретности, введенный в Белом доме 18 ноября.
В спешном порядке бюро пропусков изыскало «технические причины», категорически отвергающие саму идею выдачи гражданам заветного «добра» на вход в святая святых, а возле входа образовался внушительного вида секьюрити с таинственным списком избранных.
Как пояснил он нашему корреспонденту, второй пост охраны во главе с заместителем главы районной администрации Владимиром Медведевым держит оборону на третьем этаже административного здания. Малейшая возможность просачивания нежелательных элементов (читай, не облеченных властью ружан) была предусмотрена и пресечена в зародыше. (Что там простые смертные, представителя правительства Московской области на заседание пустили не сразу — прим. авт.). Даже журналистское удостоверение, обычно открывающее все или почти все двери в демократическом обществе, на сей раз не сработало. Так то в обычном случае, типа, в американском конгрессе пару лишних часов убить или в британской Палате лордов спикера от скуки послушать. У нас же случай особый — первое заседание нового «парламента» Рузского района. Не хухры-мухры, и никакой-то там всенародно избранный, а очень даже назначенный из проверенных граждан и утвержденный администрацией Олега Якунина Совет депутатов новой формации. В результате имеем каламбур: о новой формации нет информации. Доступ же простому люду в Белый дом был перекрыт, потому как люд этот простой к новым законотворцам никакого отношения не имеет. Не вы выбирали, вот и нечего с вопросами лезть.
Без вас номенклатурные мудрецы разберутся, как районом рулить будут. Вот такая демократия порузски, господа избиратели, свобода слова, информации и прочие прелести свободного мира. Впрочем, какие мы нынче избиратели? Так, «электорат» в лучшем случае. И то лишь с милостивого разрешения сидельцев из Белого дома и не чаще, чем раз в пять лет. За что боролись…
Сергей Морев