Пятница, 29 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДИВЕЕВО С «РУССКИМ МОЛОКОМ»


Дивеево… Это имя знает вся православная Россия. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — женская обитель в Нижегородской области. Он притягивает к себе паломников со всей большой России. Главные святыни монастыря — мощи Преподобного Серафима Саровского, чудотворная икона «Умиление» и знаменитая Канавка, проложенная сестрами монастыря по тому месту, где стопочками своими прошла Сама Матерь Божия.

История святого места составляет многие тома исследований. Но каждый паломник едет сюда за чем-то своим, только ему ведомым. Беда, горе, сложные жизненные обстоятельства — все сплетается на пути в Дивеево. Место это врачует души и тела людей, как когда-то врачевал их батюшка Серафим. А потом едут, чтобы поблагодарить Матерь Божию и Преподобного Серафима. Тот, кто хоть однажды побывал в Дивееве, вернется сюда обязательно. 

Пресвятая Богородица избрала Дивеево в Свой Четвертый удел на земле. Первые три — это Иверия, Афон и Киев. Агафья Семеновна Мельгунова, в монашестве Александра, преподобная Александра, чьи мощи покоятся в храме Рождества Богородицы, стала основательницей женской общинки, названной по построенной ею церкви Казанской. Отходя ко Господу, матушка Александра прозорливо попросила заботиться о дивеевских послушницах тогда еще молодого иеродиакона Серафима. Но прошло еще много лет, прежде чем батюшка Серафим стал исполнять завещанное ему и занялся благоустроением Дивеевской общины. В общине строго соблюдался устав Саровской обители. Он был очень тяжел для сестер. А батюшка Серафим хотел его облегчить. И тогда в очередной раз явилась старцу Богородица и повелела создать новую общинку тоже в селе Дивееве.

Началом этому стала постройка ветряной мельницы — сестрам нужны были средства на устроение обители и проживание. Эта мельница дала название общины — Мельничная. А еще Матерь Божия обмеряла своим пояском и прошла своими стопочками там, где повелела выкопать Канавку три аршина шириной, три аршина глубиной. Копать должны были только сестры. Чтобы Канавка не осыпалась, батюшка Серафим прислал семян трав и цветов и велел обсадить валы кустами крыжовника. 

«Канавка эта до небес высока! Это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! Как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!» — так передал в своих записках слова Преподобного Серафима отец Василий Садовский, назначенный батюшкой духовником сестер. 

Трудно представить то ужасающее положение, в котором находился монастырь в конце 80-х годов ХХ века. Святыня православной России была на грани гибели. Но промыслом Божием, заступничеством Царицы Небесной обитель была возрождена. И снова, как в далекие годы, потянулись сюда паломники. После чудесного второго обретения мощей Преподобного Серафима Саровского, с его небесной помощью монастырь вновь стал общерусской святыней.

Нашему району повезло: только за последние два года заботами и милосердием руководителей агрохолдинга «Русское молоко» и Русского культурно-просветительного Фонда святого Василия Великого пять раз отправлялся автобус с паломниками в святую землю Дивеевскую.

В начале августа этого года поездку совершили жители Тучкова, Поречья, Колюбакино, Нестерова. И эта статья — выражение благодарности паломников всем, кто был причастен к организации и проведению такого значимого паломнического путешествия. 37 человек, что называется, стар и млад, каждый со своими бедами, радостями, прошениями, думами. Сначала долго не верили, что такое возможно. Готовиться начали с середины апреля.

В пять утра 5 августа автобус тронулся в путь. Притихшие паломники слушали и вместе пели акафисты Святителю Николаю Чудотворцу, помогающему в пути, и Преподобному Серафиму Саровскому, он уже знал, что мы едем к нему в гости. Знал — и помогал нам в дороге. Мы это чувствовали. Наш автобус миновал самые сложные участки автострады, не задерживаясь в пробках, — их просто не было. В пять выехали из района, а в 10.00 были уже во Владимире. Проехать этот город стороной мы просто не могли. 

Во всех наших паломнических путешествиях мы часто говорили о личностях Великих Князей земли Русской, которые оставили след не только историческими событиями, битвами, приобретениями, но и прославились, как великие православные правители, несущие заботу о душах русских людей. Будучи глубоко верующими людьми, они всегда в самые тяжелые времена уповали на помощь Господа Бога и защиту Его Пречистыя Матери. Это были Святые Благоверные Князья Андрей Боголюбский и Александр Невский. Андрей Боголюбский ввел почитание на Руси Богородицы, основал самый первый храм Покрова Божией Матери на Нерли — мы видели его издали. Андрей Боголюбский был на освящении первого храма Успения Богородицы в Старицком монастыре (наша группа побывала в Старице 24 июля). 

Мощи Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского покоятся под сводами древнего Успенского собора города Владимира. С каким трепетом и робостью входили мы под его своды. Сама история, кажется, вернулась вспять. Мы стояли на полу, выложенном древними плитами, где стояли и молились люди перед иконой Божией Матери Владимирская — храм был построен для этой иконы.

Подняв головы, мы всматривались во фрески Андрея Рублева. Тишина, полумрак опустевшего после утренней службы собора настраивали паломников на особый лад общения с Богом, несли тишину и покой в души, поражали удивительными минутами встречи со святынями.

В центре собора еще одна рака с частицами мощей другого великого сына русского народа — князя Александра Невского. Здесь нашел он свое упоение, здесь находились его святые мощи, пока не были перенесены в Петербург. И это была не просто случайная встреча. Наша группа в июне была в Переславле-Залесском, городе, где родился Александр Невский. Мы поклонились святыням Владимира и отправились дальше. 

А дальше — это путь в прославленный город Муром. По дороге прочитали акафист Петру и Февронии Муромским, на встречу с ними мы и ехали. Все святые, как правило, были мучениками, блаженными. Большинство из них приобрели святость через страдания. А Петра и Февронию в сонм святых привела Любовь. Любовью они стали угодны Богу. Начиная с XV века русские Великие Князья, а потом и Цари считали Муромских Петра и Февронию покровителями своего дома. Совершали паломнические поездки в Муром. 

Простые люди молились перед их иконой о самом сокровенном: женатые просили благополучия для семьи, холостые молили о том, чтобы встретить единственного или единственную, одну и на всю жизнь. 

Если спросить сегодня любого человека, мужчину или женщину, в чем они видят счастье, мало кто ответит: работа, деньги, карьера. Все — и богатые, и бедные — ответят: счастливый брак, верный муж (или жена) здоровые дети. Вот и мы ехали в Свято-Троицкий женский монастырь поклониться и приложиться к святым мощам небесных покровителей семьи и брака. Монастырь поразил нас красотой, строгостью и… праздничностью. Монастырь — кусочек небесного рая на земле. Именно это мы и увидели. 

Благоухали цветы, созревал виноград, били фонтанчики. Белоснежные кружева собора и колокольни. Мы даже в подарок получили цветы от мощей Святых Петра и Февронии. Чашечки белых роз, несколько дней находясь без воды, не вяли. Вот такое маленькое чудо. В Муроме мы заехали еще и в Спасо-Преображенский епархиальный мужской монастырь, где покоятся частицы мощей Святого Ильи Муромца. Монастырь расположен на высоком берегу реки Оки.

Красота и покой согревают душу. Настоящим открытием для нас стало посещение храма Никола Набережный, впервые упоминаемый в 1566 году под названием Никола Мокрый и воссозданный в камне в 1700–1714 годах.

А путь наш лежит дальше. Мы переезжаем Оку по наикрасивейшему мосту и теперь уже живем ожиданием дивного Дивеева. В автобусе устанавливается напряженная тишина. Мы приближаемся к цели путешествия. Позади 12 часов дороги. Как сказал наш  водитель, впечатление, что возвращаемся в Рузу из Москвы — нет усталости. Это помогает нам и оберегает Преподобный батюшка Серафим.

Так и кажется, что встретит нас, как встречал всех, к нему приходящих: «Христос Воскресе, Радость моя!»

Читаем и пропеваем акафист батюшке Серафиму, вычитываем правило перед причастием: многие из тех, кто сидит в автобусе, готовились приобщиться Тела и Крови Христовых. У нас даже обед заказан постный. Успеваем все, и даже выслушать рассказ о монастыре и его святынях. 

Понимаем, что главное, ради чего приехали — мощи Серафима Саровского, икона «Умиление» и Канавка, по которой нужно пройти обязательно три раза. В монастыре мы будем ночевать две ночи, то есть, пробудем там почти двое суток. Это очень важно, потому что раз в сутки Пресвятая Богородица обходит свой удел. 

Над дальним лесом засияла колокольня — это показалось Дивеево. Нас догнала грозовая туча, ливанул такой дождь, что щетки на окнах автобуса не справлялись с его потоками. Потом, уже в гостинице, нам сказали, что последние три дня сильные дожди идут здесь непрерывно. Мы заселились в Доме паломника. Очень чисто, комфортно, по-домашнему уютно. Многие успели и на трапезу сходить.

Но главное событие первого вечера — это встреча с Канавкой. Многие приехали сюда впервые. И встреча, освященная молитвами к Богородице и Ее участием, получилась. Первое чудо — прекратился дождь; и пока мы были в монастыре, его не было.

Первыми по Канавке пошли сестры монастыря, а мы, дождавшись, пока пройдут все, с трепетом, священной робостью вступили на Канавку. 

Хочу привести слова священника Василия Тигрова, которые он написал еще в 1905 году (но лучше не скажешь): «Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая, Пресвятая Дева, идти по ее следам — это значит, вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной владычицы. Идти по этой тропе, читать архангельское приветствие «Радуйся, Благодатная» и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает милостивым к тебе вниманием и Своею любовию, — не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь, и сердце исполнилось бы всякой радости?»

Чувство необыкновенное — идти по Канавке вечером, когда догорает день, тихо опускаются на землю сумерки, и кажется, что сама Владычица Небесная идет рядом с тобой. Такою радостью наполняется сердце, отступают все дневные заботы и наступает тишина, поднимаешь глаза к небу и понимаешь, что небо стало чуть-чуть ближе, а губы безмолвно шепчут: «Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Когда-то давно Серафим, утешая своих сестер, говорил им: «Ничего не бойтесь, хотя бы и все на вас, да Господь-то за вас! Мать вам Сама Царица Небесная, а по ней все управят!» Когда мы шли по Канавке в первый вечер пребывания в монастыре именно эти слова и вспомнились. Мы потом пройдем по канавке еще дважды, тщательно выговаривая Правило, считая по четкам десятки молитв, а потом пройдем и в четвертый раз, уже спокойно, сосредоточившись только на молитве ко Господу и Его Пречистой Матери, не отвлекаясь на счет, а, пытаясь вместить в себя, оставить в душе и в сердце и эту Канавку, и красоту яблоневого сада рядом с ней, и краски цветов, как будто взятых из обителей райских. Этот четвертый раз, он запомниться так же, как первый. Мы не договаривались заранее, каждый ходил эти двое суток по свои дорожкам и тропинкам, но каждый встретил на них знак присутствия Матери Божией. Это выражалось в настроении, в распахнувшейся вдруг навстречу небу душе, в особенном запахе, чуть пронесшимся на Канавке мимо тебя, в послушаниях, которых удостоились некоторые из наших паломниц. 

Мы шли по Канавке и знали, что Сама Пречистая шла рядом с нами, слышала наши сокровенные молитвы и воздыхания, и утоляла наши скорби, даруя нам милости и щедроты. И теперь, дома перебирая четки и вычитывая 150 раз «Богородице Дево, радуйся…» представляю дорожку, проложенную стопочками Матери Божией, и Дивеевская святыня навсегда осталась в сердце. 

Как красиво в монастыре! Сколько цветов! Два великолепных собора встретили нас службами. На ранней литургии мы были в Троицком соборе, там, где покоятся мощи батюшки Серафима. Здесь и вещи, принадлежавшие ему. На раке с мощами можно было освятить иконы, что мы все и сделали. Атмосфера в Дивееве удивительная: молитвенная, умиротворяющая. Службы транслируются через микрофоны на улицу. Поэтому те, кто не выдерживает духоты или кому просто не хватило места, стоят на службе у собора. А по всей территории звучат молитвы, песнопения, обращения священников.

И где бы ты не находился, ты незримо сопричастен службе. Два утра мы были на службе в Троицком соборе и дважды слушали проповедь священника. Было такое ощущение, что, заглянув к нам в душу, прочитав самое сокровенное в нашем сердце, сам Преподобный Серафим шепнул батюшке тему проповеди. Она обращена была прямо ко мне. Я стояла и чувствовала, как мурашки бегут по телу от слов священника, с которыми в меня входило Слово Божие. Я поняла, что мне нужно делать и как жить дальше. И такое же состояние было у всех паломников нашей группы.

А потом мы отправились на источники. Их много в Дивееве. На источник матушки Александры мы сходили пешком, на Казанский и Пантелеимонский нас отвезли на автобусе. Они разные, источники. Теплые и холодные, легкие, прозрачные. С верой и надеждой, с пением тропарей опускались мы в священные воды и выходили оттуда, забывая об усталости, как будто возрождаясь к какой-то иной, новой духовной жизни.

В последний день пребывания в Дивееве, после утренней службы, четвертого прохода по Канавке, обеда, мы простились с обителью. Простились с надеждой на возвращение. Путь лежал на источник, открытый Серафимом Саровским уже в советское время. Это один из удаленных источников. Нужно сказать, что в нашей группе купались все. Включая водителей. Набрали домой воды: не забыли родных и соседей, которые ожидали нашего возвращения. 

Прочитав акафист Святителю Николаю Чудотворцу, тронулись в обратный путь. 

Он оказался таким же легким и быстрым. Преподобный Серафим, Святитель Николай Чудотворец охраняли и оберегали нас в путешествии. Завершая рассказ о паломничестве в Дивеево нельзя не сказать слова благодарности тем, кто непосредственно его осуществил. Это наши водители — Андрей и Анатолий. Комфортность атмосферы, царившей в автобусе, свежий воздух, внимательное отношение к нашим просьбам и пожеланиям — все это Андрей и Анатолий. Взаимовежливость и предупредительность сделали дорогу легкой и комфортной. Санитарные остановки на заправках, где можно было еще и вкусно покушать, терпеливое ожидание, а нас все-таки 37 человек и многие — это люди пожилого возраста. Спасибо вам, наши дорогие водители! Нужно сказать, что они достойно представляют лицо агрохолдинга «Русское молоко» в наших паломнических поездках. 

Заканчивается лето. Но хочется надеяться, что не заканчиваются поездки по святым местам нашей Святой Руси.

От имени все паломников Рузского района большое спасибо и низкий поклон Василию Вадимовичу Бойко-Великому!

Наталья Медова, фото автора

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »