Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ШАРАХАНИЯ СБЕРБАНКА


Со вступлением в ВТО закупочные цены в России рухнули ниже себестоимости производства. Главная проблема в том, что государство отстранилось от регулирования рынка продовольствия. Поэтому с каждым годом нарастает диспаритет цен, считает депутат Госдумы Российской Федерации и совладелец «КВ-Агро» Айрат Хайруллин. В своем комментарии к публикации «Бизнес Онлайн» о наступающей посевной кампании он объясняет, почему сельхозпроизводители всегда остаются внакладе. Он также приводит расчеты, какими, на его взгляд, должны быть справедливые закупочные цены на зерно.

ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Кто сказал, что сельским хозяйством в РФ заниматься невыгодно? Спросите у ленинградских блокадников, что может быть дороже еды? Все до поры до времени.

В нашей стране главная проблема в том, что государство отстранилось от регулирования рынка продовольствия. Поэтому с каждым годом нарастает диспаритет цен.

Бесполезны любые государственные вливания, если не определить правила игры и диапазон нижнего предела закупочных цен, покрывающего затраты. Каждый год энергоносители, ГСМ, удобрения дорожают в разы, опережая инфляцию, и тем более опережая рост цен на сельхозсырье. У нас в стране, во всех регионах изо всех сил стремятся осенью снизить цены на зерно под благим предлогом — удешевить хлеб. Как раз эти усилия властей превращают выращивание хлеба в убыточное занятие на большей части страны.

Много в последнее время говорят о том, что подорожавшее зерно, молоко и так далее — это плохо. Но насколько это критично для потребителей?

1) При закупочной цене с фермы даже 20 рублей за литр, в магазине в литровом в пакете за 30–40 рублей за счет разного жиробелкового содержания в молоке с фермы и после переработки молока всего на 12,5 рублей. А при закупочной цене 13 рублей за литр, молока на 8,12 рубля. Выходит, что в молоке для потребителя стоимость молока — не главное? В любом случае «переплата» 4,38 рубля за литр фермеру означает в среднем по стране увеличение расходов горожан на 1,54 рубля в день на среднего россиянина, что для большинства горожан незаметно, а для 38 миллионов россиян, проживающих в деревне, и для всего нашего сельского хозяйства — вопрос жизни и смерти. 

Со вступлением в ВТО закупочные цены рухнули ниже себестоимости производства.

2) Буханка разного хлеба в разных магазинах Казани стоит 17,5–25 рублей.

При цене за продовольственную пшеницу девять тысяч рублей/тонна зерна в буханке хлеба всего на три рубля. При шести тысячах рублей/тонна зерна в буханке — на два рубля. Для городского потребителя этот рост цен только за счет роста цены на зерно означал бы рост ежемесячных расходов городского потребителя всего на 10 рублей в месяц, или на 33 копейки в день, что, согласитесь, не очень заметно, а для зернопроизводителей — вопрос выживаемости и благополучия занятых в сельском хозяйстве. Чьи доходы сегодня, кстати, в разы ниже, чем у горожан. И долго так продолжаться уже не может.

Сегодня на удорожание хлебобулочных изделий гораздо сильнее влияют другие факторы, нежели удорожание зерна. Участникам рынка они известны.

3) Считается, что из-за удорожания зерна растет себестоимость производимого мяса. Это так, но насколько критично?

Сегодняшние розничные цены на продовольствие в стране позволяют выстроить всю цепочку от поля до прилавка рентабельно для всех участников рынка: сельхозпроизводителей, переработчиков, розницы. Но почему-то лишь первичное звено — сельхозпроизводители — всегда в России остаются внакладе.

Свинина в рознице стоит 220–280 рублей за килограмм. На производство одного килограмма свинины уходит в среднем по стране четыре килограмма корма, из которых всего два килограмма — это зерно.

Удорожание фуража с пяти до девяти рублей за килограмм увеличивает себестоимость всего лишь на восемь рублей за килограмм живого веса свиньи.

Бройлерная курица в рознице, в зависимости от того, какая и где, стоит 140–200 рублей за килограмм (выбракованные яичные дешевле).

При этом по стране, чтобы вырастить один килограмм живого веса курятины, затрачивают в среднем 1,96 килограмма корма, в котором всего один килограмм фуражного зерна. Это означает, что при удорожании зерна на четыре рубля за килограмм, себестоимость производства живого веса курицы возрастает всего на четыре рубля за килограмм. В действительности удорожание высокобелковых добавок в РФ — разного вида шротов на удорожание комбикормов — сыграло значительнее, чем удорожание зерна.

Первичное звено — сельхозпроизводители — всегда остаются внакладе.

Главная проблема производителей мяса сегодня не в удорожании зерна, а в том, что со вступлением в ВТО закупочные цены рухнули ниже себестоимости производства за счет поставок субсидируемого мяса, позиции переработчиков и розницы, хотя в рознице для потребителей мясо лишь подорожало и продолжает дорожать.

Сегодняшние розничные цены на продовольствие в стране позволяют выстроить всю цепочку от поля до прилавка рентабельно для всех участников рынка: сельхозпроизводителей, переработчиков, розницы. Но почему-то лишь первичное звено — сельхозпроизводители — всегда в РФ остаются внакладе. Кто в этом виноват? Что делать?

Пути в мире протоптаны и известны: или за все должен платить потребитель, или государство должно компенсировать расходы сельским труженикам ради удешевления еды, лояльности граждан и доктрины продовольственной безопасности.

При желании все можно исправить и выстроить. Только импортозамещение продовольствия позволяет создать в стране более пять миллионов рабочих мест.

Нужны условия, длинные кредиты, ресурсы, которые у ЦБ огромные, и стабильность.

Но за последние четыре года цены на зерно два года поднимались выше 10 тысяч рублей за тонну, и два года опускались ниже трех тысяч рублей за тонну. Главным образом из-за того, что внутренний рынок страны очень мал, и очень мала емкость складского хозяйства, способная принять урожай: 38 миллионов тонн — емкость всех элеваторов и 25 миллионов тонн — вместимость  всех складов в хозяйствах, то есть всего 63 миллиона тонн зерна можно разместить во всех хранилищах страны.

Не понятно, как и для чего МСХ РФ требует с регионов «собрать» 95 миллионов тонн зерна по стране, не обеспечив посевную финансовыми ресурсами и местом для складирования урожая. Одни  разговоры о таком большом урожае способны повлиять на мировые цены и обрушить внутренний рынок… Лишь для того, чтобы через год цены вновь побили рекорды? Зачем устраивать такие качели? Всем хочется стабильности, а не стрессов.

Зачем, как от любви до ненависти, шарахается крупнейший в стране банк?

В 2008 году на сезонные работы было выделено 486 миллиардов рублей, что позволило собрать рекордный в истории страны урожай. Нынче по состоянию на 4 апреля все банки страны выдали на посевную всего 80 миллиардов рублей, из которых, например, Сбербанк по всей стране выдал меньше 10 миллиардов рублей, хотя раньше выдавал по 200!

Зачем, как от любви до ненависти, так шарахается крупнейший в стране банк? Ведь последствия для его клиентов, а значит для банка и его акционеров, очевидны.

Последние четыре года для фермеров всего мира были удачными. Мировые цены на зерно были 8,6 тысячи — 10,8 тысячи рублей за тонну в пересчете на рубли. Тенденция высоких цен на зерно в мире сохраняется, что определяет сельское хозяйство как крайне выгодную отрасль для инвестиций.

Это у них. А у нас полстраны пострадали от климатических катаклизмов, а полстраны стали выгодоприобретателями, благодаря высоким ценам и хорошему урожаю. Огромная страна — везде поразному.

ЧУДА НЕ СЛУЧИТСЯ

При сегодняшних ценах на ГСМ, удобрения и так далее, в РТ справедливые закупочные цены на зерно, сдаваемое на элеваторы, должны быть: 

Восемь-девять тысяч рублей за тонну — пшеница третьего класса, для хлебопечения;

Семь-восемь тысяч рублей за тонну — фуражное зерно.

К сожалению, министерство сельского хозяйства России опять поторопилось и, не зная видов на урожай, уже объявило закупочные цены на пять миллионов тонн зерна, закупаемых в интервенционный фонд у нас в регионе, на уровне 6550 рублей за тонну, а на фураж разных культур — 5050–5950 рублей за тонну, что в 1,52 раза ниже мировых цен на наше зерно, видимо, заранее задавая ценовые ориентиры. При хорошем урожае эта цена действительно покроет все затраты, но не позволит преодолеть накопленные последствия засухи.

Чуда не случится, и врядли при текущем положении в стране соберут более 75 миллионов тонн товарного зерна. Хотя, возможно, что в погоне за рекордами отчитаются и о 95 миллионах тонн, что, разумеется, обрушит рынок. После вывоза на экспорт зерна из южных регионов цены повсеместно подрастут, но хозяйствам осенью нужны ресурсы для формирования урожая следующего года.

Поэтому было бы правильно в августе закупить 800 тысяч тонн зерна по справедливой цене, дороже 7500 рублей за тонну, с правом обратного выкупа, что даст правильный ориентир ценообразования, окажется эффективной мерой поддержки, и поправит положение ослабленных хозяйств. Многие из которых тогда обойдутся без кредитов.

ЧТО ИМЕЕМ С ВТО?

Ввоз сливочного масла вырос на 24 процентов и составил 19,1 тысячи тонн на сумму 78 миллионов долларов, следует из материалов Федеральной таможенной службы (ФТС). Поставки подсолнечного масла из-за рубежа снизились чуть более чем в два раза — до 0,3 тысячи тонн с 0,7 тысячи тонн на 0,5 миллиона долларов.

Также Россия увеличила импорт мяса птицы в натуральном выражении на 66 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 56,3 тысячи тонн (на сумму 90 миллионов долларов).

Импорт других видов мяса незначительно уменьшился — до 135,6 тысячи тонн со 136,1 тысячи тонн, при этом объем поставок снизился до 537,1 миллиона долларов с 540 миллионов долларов. Ввоз изделий и консервов из мяса снизился на 21 процентов — до 4,5 тысячи тонн на сумму 22,1 миллиона долларов. Объем ввоза свежей и мороженой рыбы за первые два месяца вырос на 8,5 процентов и составил 139,8 тысячи тонн на сумму 348,8 миллиона долларов.

Сахара-сырца было ввезено в 71 раз больше по сравнению с январем-февралем прошлого года — 99,7 тысячи тонн на сумму 48,2 миллиона долларов против 1,4 тысячи тонн.

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »