В ожидании ЧП
По итогам работы областной оперативной комиссии по подготовке объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства и социальной сферы в Московской области к работе в осенне-зимний период, Рузский муниципальный район оказался худшим из худших в области. Перманентные вопросы у наших земляков: Кто виноват? Что делать? Зададимся этими вопросами всем миром. Готовиться к зиме власти муниципальных образований нашей северной страны начинают обычно рано — в полном соответствии с народной мудростью. Беспечные жители еще нежатся под отпускным солнышком, а в кабинетах чиновников вовсю кипит работа по подготовке к осенне-зимнему периоду. И подвести итоги этой работы решило Главное контрольное управление Московской области, дав усилиям подмосковных коммунальщиков и энергетиков экспертную оценку.
Поначалу тон проверяющих чиновников был вполне благожелателен. Работа по подготовке к осенне-зимнему периоду в муниципальных образованиях Московской области в целом организована неплохо. Разработаны и утверждены комплексные планы мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к осенне-зимнему сезону, осуществляется контроль их выполнения. Договоры на поставку топливно-энергетических ресурсов для обеспечения работы котельных, в основном, заключены. Практически завершена подготовка к зиме в городских округах Долгопрудный, Коломна, Фрязино, городском поселении Видное Ленинского муниципального района, городском поселении Куровское Орехово-Зуевского муниципального района. Их готовность близка к полной, что не может не наполнять тихой радостью сердца жителей этих мест.
В то же время, в ходе проверки в некоторых муниципальных образованиях выявлен ряд недостатков. Так, комплексные планы по подготовке к отопительному сезону в большинстве муниципальных образований составлены, в основном, для восстановления особо проблемных (аварийных) объектов, а не в соответствии правилами и нормами технической эксплуатации. Иными словами, бюджеты сверстаны под латание имеющихся дыр. Характерным примером, если судить по выводам авторитетной комиссии, (да что там комиссия, жители Рузского района уже сейчас испытывают последствия разгильдьяства районных властей, простите за выражение, на своей «шкуре». На момент сдачи номера отключено водоснабжение во многих домах города Руза — прим. Авт.)
Проверяющим также не понравилось, что отчетные документы ряда муниципальных образований по выполнению подготовительных к зиме мероприятий носят формальный характер и не отражают истинное положение дел. Волокитчикам на местах теперь стало трудно кивать на недофинансирование. Деньги вроде есть, но возникают непонятные проблемы с их освоением. Комиссия обеспокоена: «Затягивается и освоение финансовых средств, заложенных правительством Московской области на проведение мероприятий по комплексному развитию коммунальной инфраструктуры с целью организации теплоснабжения. При этом в некоторых муниципальных образованиях аукционы проводятся с опозданием, что легко может привести к срыву плановых заданий».
Думаю, ни один из ружан не удивится, узнав, что в отчете специалистов в негативном контексте (и неоднократно), упоминался Рузский район. Например, комиссия отметила особо сложную ситуацию при подготовке жилищного фонда и коммунальных систем, которая сложилась в нашем районе. И не удивительно. Посудите сами: степень износа котлового оборудования и сетей теплоснабжения превысила 80 процентов. При этом около 60 процентов объектов жилищно-коммунального хозяйства выработали свой эксплуатационный ресурс полностью. И проводимый косметический ремонт в объемах имеющегося финансирования изменить ситуацию в лучшую сторону уже не в состоянии.
Также очень медленно ведется работа по ликвидации задолженности за энергоносители в Рузском районе. Одной из причин является неполная собираемость платежей населения за услуги ЖКХ. В нашем районе наблюдается наиболее высокий уровень кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий жилищно-коммунального комплекса. Вряд ли может нас утешить тот факт, что в этом печальном рейтинге с нами соседствуют несколько других муниципальных районов и городских округов. При этом в Рузском районе имеется тенденция роста таких задолженностей.
Также Рузский район держит пальму первенства и по количеству многоквартирных домов, в которых органами местного самоуправления не организован конкурс по выбору управляющей организации. В результате — дома не обслуживаются и не готовятся к зиме. Наглядный пример: в Рузском муниципальном районе таких домов аж 28, тогда как в Сергиево-Посадском их «всего» три, Щелковском — два, Шаховском — один.
Как показала проверка, большинство котельных муниципальных образований, на которых предусмотрен переход на резервное топливо, либо не имеют оборудования для работы на нем, либо оно есть, но не готово к работе. Отсутствие возможности изменения топливного режима котельных муниципальных образований может оказать негативное влияние на систему обеспечения населения теплом при внезапном ограничении объемов газа в случае аварии в осенне-зимний период. Опять же Рузский район «во главе области всей». Так почему же Рузский район постоянно отмечается в списках муниципалитетов, должным образом не заботящихся ни о коммунальной оснастке, ни о своих жителях? С самыми высокими по области рузскими тарифами на услуги ЖКХ более-менее понятно: они высоки, так как плотность населения сравнительно низка, отсюда издержки. Ладно, потерпим. Но почему не приступить хотя бы к постепенной замене устаревшего оборудования (местами еще советского!) на наших теплоэнергоснабжающих предприятиях? Когда администрации муниципального района было нужно продавить проект реформирования (читай — передачи из муниципальных в частные руки) коммунальной отрасли, было сделано немало радужных прогнозов по поводу будущего рузского ЖКХ. (Напомним, что возглавили высокодоходную отрасль района лица, приближенные к муниципальному руководству, об этом не раз писал «Рузский курьер».) Но со времен его акционирования ситуация практически не изменилась, и никакая «невидимая рука рынка» изношенное оборудование не обновила. Более того, сейчас складывается стойкое ощущение, что этого не предполагалось и вовсе. Зато граждане, оседлавшие районное «жэкэха», смогли существенно улучшить свое благосостояние.
Что же касается проверки, то выводы комиссии отнюдь не полны оптимизма. Проверяющие пришли к заключению, что «высокий износ основных средств ресурсоснабжающих предприятий может оказать негативное влияние на их безаварийное функционирование в случае значительного понижения температуры окружающей среды аварий». В переводе на бытовой русский это означает: «чрезвычайные происшествия не заставят себя ждать».
А нам остается лишь надеяться, что «не жахнет». А если и жахнет — то пусть не в самый мороз. Или — пусть в мороз, но чтоб быстро починили. Всем же ружанам остается обратиться к настоящей власти — правительству и губернатору Московской области Андрею Воробьеву: «Когда мы, жители средней полосы России, где 30-градусные морозы — ежегодная реальность, прекратим пугаться «неожиданной» в Рузском районе зимы, и всеми сопровождающими это время года «нюансами»? Когда будет наведен порядок в жилищно-коммунальной сфере нашего района? Не настало ли время призвать к ответу истинных виновников развала ЖКХ в районе — возглавляемую Олегом Якуниным администрацию района?
Редакция «РК»