Среда, 20 Февраля, 2019 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Селу не догнать город ни в какой перспективе...


Правительство России утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 год». Премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече со своими заместителями 12 ноября отметил, что в данном случае финансирование из федерального бюджета «довольно приличное — 90 миллиардов рублей».

Следует отметить, что примерно столько стоят два таких стадиона, которые строят сейчас для футбольной команды «Зенит», опекаемой госкомпанией «Газпром». Кто спорит, создание более комфортных условий для нескольких десятков тысяч болельщиков и 22 игроков (правда, в основном «звезд», купленных за рубежом) требует денег. Но можно ли на фоне этих околофутбольных инвестиций говорить о «приличности» суммы, выделяемой на семь лет для решения социальных проблем 40-миллионного сельского населения страны? 

Заметим, что будущая программа устойчивого развития села фактически является преемницей принятой десять лет назад и первоначально рассчитанной на восемь лет федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». В последующем временные рамки реализации документа раздвигались до 2013 года включительно, во многом из-за сокращения текущего финансирования. И в нынешней Концепции ситуации выглядит так. 

В 2003–2011 годах на выполнение программных мероприятий из федерального бюджета было выделено 48,4 миллиарда рублей. За это время для граждан, проживающих в сельской местности, построено (приобретено) жилья 15,6 миллиона квадратных метров, в том числе для молодых семей и молодых специалистов — 4,4 миллиона. В результате, как следует из официальных отчетов, 233 тысяч семей, проживающих в сельской местности, улучшили свои жилищные условия, в том числе 75 тысяч молодых семей и молодых специалистов. С учетом же тех 16,7 миллиарда рублей, которые федеральный бюджет обещает выделить в 2012–2013 годах, до конца будущего года не менее 259 тысяч семей должны улучшить свои жилищные условия, в том числе не менее 90 тысяч молодых.

А вот еще несколько цифр из Концепции, текст которой, кстати, можно найти на сайтах правительства области и Минсельхоза России. Ожидается, что за 2002–2013 годы в сельской местности уровень газификации жилищного фонда сетевым газом увеличится с 33,1 до 53,8 процента, уровень обеспеченности населения питьевой водой — с 40,7 до 56,2 процента. Расширена телефонная сеть, построены и реконструированы тысячи километров линий электропередачи. В списке строек общеобразовательные учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, районные и участковые больницы.

И обязаны эти результаты в огромной степени тому, что ассигнования из федерального центра подкреплены средствами консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников — соответственно, в объеме 104,7 и 113,1 миллиарда рублей за 2003–2012 годы. В ближайшие два года из этих двух источников ожидают поступления еще 40 миллиардов рублей. Словом, налицо заметные результаты. Но запущенность проблем сельской социалки слишком велика, чтобы хлопать в ладоши.

В 2002 году в программе соцразвития отмечалось, что сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. А спустя десять лет признается сложная демографическая ситуация, обезлюдение сельских территорий, низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы. И подтверждается такими фактами.

Сельское население все еще в 2–3 раза отстает от тоже не избалованных бытовыми удобствами горожан по уровню благоустройства жилищ, доступности медицинских и культурных учреждений. В два раза (!) ниже средней по стране зарплата в сельском хозяйстве. Выше уровень безработицы. Удивительно ли, что за период между Всероссийской переписью населения 2002 года и Всероссийской переписью населения 2010 года численность сельского населения сократилась на 1,2 миллиона человек! При этом доля молодежи (в возрасте 14-29 лет) среди уезжающих из сельской местности выросла с 46 процентов в 2000 году до 58 в 2010 году. Сельские территории утратили с 2002 года 2200 населенных пунктов. Резко выросло число вовсе обезлюдивших сел и тех, где проживает не более 10 человек. В XXI веке учреждения культуры территориально доступны лишь для 40 процентов сельского населения, медицинские учреждении — лишь для половины сельчан. 

И авторы Концепции справедливо констатируют: «Сокращение и измельчение сельских населенных пунктов приводит к обезлюдению и запустению огромных пространств в сельской местности, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России». Об этом уже давно говорят эксперты, аграрная общественность. Другой вопрос, какой вывод — в смысле практических действий — будет сделан в будущей федеральной целевой программе устойчивого развития сельских территорий до 2020 года?

Авторы Концепции, мягко говоря, явно не амбициозны. Ими рассмотрены три варианта развития событий в новой семилетке. Целевой вариант предполагает кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских поселений на основе достижения высоких стандартов условий проживания, сопоставимых с городским уровнем. Умеренно-оптимистический вариант предполагает создание «социально-экономической платформы для перспективных преобразований в сельских поселениях». Оба эти сценария отвергаются по финансовым соображениям. По первому из них общая потребность в ресурсах оценена в 6413 миллиарда рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета — 1934,1 миллиарда, региональных бюджетов — 3913,5 миллиарда рублей). Считается, что такие суммы невозможны ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Реализация второго сценария обошлась бы в 855 миллиардов рублей, в том числе федеральному бюджету — 260,9 миллиарда, консолидированным бюджетам субъектов РФ — 386,2 миллиарда рублей. И он признан рискованным — в основном из-за возможного увеличения нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением софинансирования из региональных и местных бюджетов.

Оптимальным назван базовый вариант, который предусматривает финансирование на уровне, соответствующем объему расходных обязательств РФ и регионов на реализацию Программы развития села до 2013 года. «С учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей». А это и означает общую потребность в ресурсах 299,2 миллиарда рублей, в том числе 90,4 миллиарда из федерального и 134,5 миллиарда из консолидированных бюджетов субъектов РФ… Судя по всему, в столкновении мнений ведомств верх вновь одержал Минфин. А это министерство в отношении финансирования АПК всегда придерживалось остаточного принципа. В программировании продолжает царить правило: крупные перемены относить на конец «планового периода», — в точности в соответствии с заветами Ходжи Насреддина, подрядившегося научить осла грамоте.

Вот и приведенные в Концепции «целевые индикаторы и показатели» будущей федеральной целевой программы свидетельствуют, что «ускорения» в развитии «социалки» на селе ждать не скоро. Так, в течение первых четырех лет ввод жилья в сельской местности намечен на уровне 662-729 тысяч квадратных метров против 810 тысяч в принятом за базу 2013 году. Молодым же прибавка в предоставлении жилья вообще отнесена на 2019 год. Не ускорится движение очереди на улучшение жилищных условий. Уменьшается ввод в действие общеобразовательных учреждений. Это же касается и обеспеченности сельского населения фельдшерско-акушерскими пунктами и (или) офисами врачей общей практики, а также «плоскостными спортивными сооружениями», учреждениями культурно-досугового типа…

Одним словом, слишком многим селянам и через восемь лет будет далеко до тех «нормальных, человеческих условий жизни», о которых говорит нынешний премьер-министр. И пока Концепция не воплотилась в Программу, у аграрного лобби, экспертов, общественности есть время скорректировать намеченные планы отнести реальное улучшение жизни на селе за пределы среднесрочной и долгосрочной перспективы. Иначе и через восемь лет счет обезлюдевших российских территорий лишь увеличится…

Юрий Савин

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »