Понедельник, 26 Сентября, 2022 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Играй, гармонь — душа поет!


Региональный фестиваль «Гармоника — душа России» в воскресенье уже в седьмой раз собрал гостей под крышей рузского Дворца культуры и искусств.

Многие участники фестиваля — а к нам на «Гармонику» приезжают исполнители русской песни из самых разных городов Подмосковья — уже хорошо знают друг друга, отчего праздник получился семейным.

В этот раз порадовали себя и зрителей душевным переливом трехрядки и творческим подходом семья Рассохиных из Павлово-Посадского района, ансамбли народной песни «Ивашковский пятачок» и «Старая Русса», Александр Кулешов и Борис Рыжов — из Шаховского района Подмосковья, воспитанники детской художественной школы «Ружаночка», народный коллектив «Играй, гармонь!» из Фрязина, дуэт Веры и Марины Борискиных из Орехово-Зуева, Анатолий Стручков, Виктор Белов, Анатолий Белоусов, Виктор Танский, ансамбль русской песни «Надежда», Кристина Мильтявичус, Лидия и Федор Рыхловы, Анатолий Дронов и Василий Фунтиков из Наро-Фоминска, волоколамские ВИА с вполне рузским названием «Теряево» и супруги Вельмискины оттуда же, ансамбль гармонистов и частушечников «Тальяночка» из-под Ржева и Игорь Шипков, который приехал к нам из самого Санкт-Петербурга. Помимо ребят из «Ружаночки» Рузу представили Иван Химетов, Михаил Заикин, Николай Прохоров, семейный дуэт Фаины Якуниной и Виктора Бахметьева, а также Мария Ханова.

По итогам многочасового праздника русской мелодии выступившие на нем музыканты получили дипломы участников фестиваля, а также ценные подарки.

Музыкальный праздник был подготовлен силами районной администрации (творческая часть проработана ее отделом культуры), также серьезную помощь оказали Сбербанк России, «Сантехмонтаж-Руза-2» и «Рузские тепловые сети».

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Баян — тоже русское изобретение. В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.

СПРАВКА «РК»

Инструмент с душой

Предок русской гармошки был деревянным, а родом он из древнего Китая. Первая гармонь была бамбуковой и состояла из корпуса с прикрепленными к нему трубочками. Пустые внутри бамбуковые палочки имели круглые боковые отверстия, а внизу — металлические пластины с вырезанными язычками. Китайские мудрецы не скупились на шэны — так они называли свои бамбуковые гармошки — и пускали на язычковые пластины золото, серебро, медь. В IV веке до нашей эры бирмские и лаосские лушэны (и более поздние китайские шэны I века) принадлежали философу-учителю. Раскрывая ученикам тайны мира, он играл на гармонике. Видно, не случайно усовершенствованному шэну дали название гармоника (от греческого гармония — слаженность, соразмеренность).

В начале ХХ века без гармони не обходились выступления Федора Шаляпина и джаз Леонида Утесова. Максим Горький прекрасно играл на гармошке. Привел гармонь на большую сцену и Петр Ильич Чайковский, впервые сделав ее солирующим инструментом большого оркестра. Гармоника в современном виде — с раздвижными мехами (пневмой) и с большим количеством надрезных металлических язычков внутри двух боковых планок — появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец — чешский инженер Франтишек Киршник — проживал тогда в России, и свой новый инструмент, с гораздо большей силой звука, чем шэн, продемонстрировал питерцам в 1783 году. Имя своему детищу он тоже дал чешское: гармоника.

Тамара Карамелина

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »