Подмосковные крестьяне на съезде
На селе если что и меняется, так это погода. Сам деревенский уклад, как ему и полагается, патриархален, даже если что-то и нуждается в стремительном обновлении - все равно не обновляется.
В этом убедился журналист «МК», побывавший на XXIV съезде подмосковных фермеров. По большому счету из съезда в съезд они поднимают одни и те же проблемы. Но воз, как правило, и ныне там, сказано ведь - деревня…
Мероприятие, на которое съехались 80 делегатов от разных районов области, состоялось в конце прошлой недели в министерстве сельского хозяйства Московской области. Нужно ли говорить, что на нем присутствовало все областное сельхозначальство: и министр Николай Савенко, и все его заместители.
В принципе статистика радует: в нынешнем году посевной клин фермеров увеличится на 11 процентов, а в минувшем урожайном году объем сельхозпродукции от «вольных крестьян» составил 1,5 миллиарда рублей. А теперь - о наболевшем…
О фермерах, ставших москвичами
Среди делегатов крестьянского форума были семь москвичей, которые получили «столичную прописку» совсем недавно - в результате расширения Москвы. Это часть Ленинского, Подольского районов и Щербинки.
- Что будет с нашими хозяйствами? - спрашивали они. - Мы землю поднимали 20 лет, а теперь ее застроят многоэтажками?..
Министр сельского хозяйства Московской области Николай Савенко честно ответил, что никаких гарантий дать не может, тем более что они уже и «не свои». Но…
- В ходе консультаций с московским правительством удалось выяснить, что конкретных планов по обустройству новых территорий у города пока нет, - сообщил Николай Александрович. - Московские коллеги даже просят нас не оставлять новоявленных москвичей - пускай спокойно работают, во всяком случае пока.
«Пока», как считает подмосковный министр, может растянуться на целые десятилетия. Ведь с 1147 года, когда Москва стала упоминаться в исторических летописях, и по сегодняшний день она «расстроилась» на площади 1000 квадратных километров. А Кремль в прошлом году ей прирезал клин до Калужской области площадью аж в 1,6 тысячи квадратных километров. Можно предположить, сколько времени уйдет на освоение новых земель.
Мелочь, а приятно
Долгие годы фермеры-одиночки бились с чиновниками за то, чтобы получать дотации от государства в животноводстве. Совхозы и колхозы получали, а они - нет. Виной всему были статданные: по правилам, на господдержку могли рассчитывать только те производители, которые наращивали объемы производства молока, а учет литров и тонн подтверждали молокозаводы.
Частник, у которого на подворье пять-десять коров, молоко продавал на рынке, и с переработчиками дела никакого не имел. Но упорно настаивал, что дотация должна идти не на тонны сданного молока, а на каждую отдельно взятую корову.
Только в минувшем году власть стала выплачивать фермерам-животноводам по 3700 рублей за каждую буренку. И впервые за последние 20 лет поголовье КРС в Подмосковье не снизилось, а увеличилось на 24 процента!
Подайте на… прозябание
Но к выплатам из бюджета стипендий и грантов сельхозпроизводителям фермеры призывают чиновников относиться крайне осторожно и взвешенно.
На съезде поднялась целая буря протеста по поводу намерения властей выплачивать фермерам-новичкам подъемные в размере 1 миллиона 750 тысяч рублей. Конечно, такие «премии» предназначены не всем новичкам, а самым достойным, которых должна выявлять специальная комиссия.
Делегатов съезда смущала цифра - 1750000 рублей. Это в аккурат стоимость хорошего южнокорейского джипа. Получит такой «достойный» этот грант - и ищи ветра в поле, гоняйся за его внедорожником на ржавом тракторе. А такие случаи уже бывали, и не раз, утверждали выступавшие.
- Лучше эти деньги давать разорившимся фермерам, - призывали они. - Тем, которые на земле по 20 лет вкалывали, в позапрошлом году из-за неурожая разорились и до сих пор не встали на ноги. Они эти деньги в производство вложат, а не в приобретение недвижимости. К новичкам у нас нет никакого доверия.
Министр Савенко тут оказался бессилен, ведь закон принимался на федеральном уровне. А он суров: те, кто отпахал 20 лет, - не новички, по 1,75 миллиона целковых предписано выплачивать новичкам. Все, точка.
Еще раз про весну
Отеческая забота центральных властей о фермерах часто разбивается о ведомственные инструкции и порядки. В минувшем году было объявлено, что под посевную кампанию крестьянам причитается льготная солярка, со скидкой аж 30 процентов. Непосредственно претворять это историческое решение в жизнь было поручено нефтепереработчикам. И тут началось.
- На всю Московскую область нам определили всего один пункт «разлива» ГСМ - в Раменском районе, - возмущаются делегаты съезда. - Ехать туда из дальних северных или западных районов Подмосковья - уже себе в убыток. Потом продавец пошел дальше: поставил условие, что наши емкости должны быть большого объема, почти как бензовозы. У нас таких нет. А приобретать солярку в одну цистерну для нескольких соседних хозяйств запрещено налоговыми инструкциями. Воспользовались этой льготой всего шесть фермеров из семи тысяч! Чиновники отчитались, что все хорошо, а по существу - издевательство.
Больше урожай - больше убытки
- Мы не против конкуренции, - говорили другие фермеры, - но она должна быть честной, с равными условиями. В прошлом году нас обложили гастарбайтеры из Средней Азии и даже из Дальнего Зарубежья. Они стихийно засадили пустующие поля, куда нас, местных жителей, не пускают, и сбили цены на урожай!
Типичный пример: фермер из Серпухова на своих 20 гектарах посадил капусту, но вдруг откуда ни возьмись, приехали «крестьяне» из Узбекистана и Азербайджана и тоже посадили капусту, но на 300 гектарах, которые не пойми кому принадлежат и которые не дают подмосковным крестьянам.
В итоге приезжие стали продавать на рынке овощи по цене в два-три раза ниже, чем нашенские фермеры.
- Так это же хорошо! - возразил министр Савенко. - Такая конкуренция должна быть и будет, мы к этому и идем!
- Это очень даже плохо! - взвыли делегаты. - Официально зарегистрированное фермерское хозяйство - деревнеобразующее предприятие, в деревне, кроме нас, никого нет. Мы и дороги ремонтируем, и школе помогаем, и покойников хороним - все за свой счет. Естественно, мы платим все налоги в бюджет! А залетные ничего не платят, ничего не ремонтируют и не строят. Конечно, у них овощи будут дешевле. На сезон приехали, «наварили» себе, а мы остались в убытке. Давайте и мы будем так работать: только на себя!..
На себя работать Николай Савенко не разрешил, потому как это не государственный подход. Но признал, что делать что-то надо: сегодня чем больше урожай, тем больше убытки. И света в конце тоннеля пока не видно.
В прошлом году заработал Таможенный союз Россия-Белоруссия-Казахстан. Первыми его особенности на собственной шее почувствовали отечественные крестьяне. Белорусская картошка и молоко, казахстанская пшеница на границе теперь не облагаются никакими налогами и квотами, считается, что это чисто российская сельхозпродукция. Но цены на семена, запчасти и пр. в Минске и Астане намного ниже, чем в России, - себестоимость получается совсем другой! Их крестьяне, продавая урожай в Москве, имеют прибыль в 100-150 процентов, а наши, чтоб продать свой товар, вынуждены снижать цены ниже себестоимости. Куда бедному крестьянину податься?
Заяц или заец?
Ну и еще один момент, который мешает развитию фермерского движения. В натуре численность КФХ (крестьянских и фермерских) хозяйств) в Подмосковье медленно, но уверенно растет. А формально, по юридическим документам, она стремительно сокращается. Дело в том, что КФХ считается физическим лицом, и с ним связываться, заключать контракты и договоры по разным причинам не хотят многие госструктуры. Одна из них - судебные тяжбы: судиться с юридическим лицом сегодня гораздо проще, чем с физическим. Потому, если ты желаешь заключить какое-то нужное соглашение - изволь перерегистрироваться из КФХ в ООО, в общество с ограниченной ответственностью. То есть стань как бы колхозом или совхозом, хотя у тебя на подворье мычат всего три коровы да бегают десять кур.
Многие фермеры поневоле становятся ООО, хотя это прямые убытки: у ООО больше налогов, чем у частника.
Фермеры не первый год бьются над тем, чтоб парламентарии отдельным законом признали КФХ юридическим лицом, и жить сразу стало бы веселее. Не первый год маститые юристы из парламента им отвечают: ни в коем случае! Это грубейшее попрание закона! Ведь крестьяне априори считаются «физиками».
К делу подключился и Аграрный комитет Госдумы: он всецело на стороне фермеров, пытается доказать, что КФХ - не только крестьянское, но и фермерское хозяйство. И почему его нельзя считать юридическим лицом - совершенно непонятно.
Воз пока и ныне там.
Хотя фермерское движение в Подмосковье все же крепнет. Вот только благодаря заботе властей или вопреки ей?