Воскресенье, 25 Февраля, 2018 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Да заградит Господь уста клеветников!


В последнее время, в связи с моими статьями и обращениями, в которых я цитирую слова митрофорного протоиерея Алексея Аверьянова, в комментариях появляются вопросы о его каноническом статусе, а, порой, к сожалению, и оскорбительные замечания и повторение клеветы, которая гуляет по черным страницам Интернета в отношении епископа Варнавы и отца Алексея. Я один раз уже давал интервью, касавшееся, прежде всего, меня и моего отношения к Русской Православной Церкви. На сайте «Русской народной линии» http://ruskline.ru оно было опубликовано 22 февраля 2011 года под заголовком «Ни в какие расколы я не уклонялся».

Увы, порой звучат в комментариях крайне несдержанные слова в отношении клириков и архиереев, да и в целом всей Русской Православной Церкви Заграницей. Хотел бы напомнить всем, считающим себя православными, что за каждое наше слово, особенно сказанное публично, мы будем нести ответ на Страшном суде, в том числе и я, раб Божий Василий. Осознавая это, с полной ответственностью хочу напомнить своим братьям и сестрам о том, что прежде, чем осудить человека, высказать на него какую-ту хулу, нужно обладать вполне достоверной информацией и знать в точности те обстоятельства, о которых вы говорите. Тем более страшно произносить хулу на людей, обладающей благодатью священнической, а тем более епископской.
В отношении епископа Русской Православной Церкви Заграницей, Преосвященного Владыки Варнавы, проживающего на покое во Франции, регулярно совершающего службы в своем домовом храме, порой крайне уничижительно и пренебрежительно употребляют слово «заштатный». Хочу обратить внимание, что все епископы Православной Церкви несут на себе Апостольскую благодать Духа Святаго. Не бывает заштатных Апостолов, не бывает заштатных Святых, не бывает заштатных Святителей. Воздержитесь от упоминания этого светского порой уничижительного термина в отношении людей, пламенно служащих Господу нашему Иисусу Христу, воздержитесь от осуждения их действий, даже если вы с ними не согласны. Вспомните, в какой штатной должности окончил свою жизнь архиепископ Иоанн Златоуст. Я много лет знаю Владыку Варнаву, его молитвенный подвиг, его предстояние перед Господом за пасомых. Он достойный наследник апостольского служения.

Апостол Павел говорил: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19).

Не обладая знаниями, не обладая достоверной информацией, не стоит торопиться осуждать. Надо помнить всю тяжкую судьбу Российской Православной Церкви в XX веке, когда после предательства и измены Государю всех слоев русского народа, в том числе и значительной части духовенства, наша благословенная Отчизна и вся Российская Православная Церковь подверглись жесточайшем гонениям и разорению большевиками-богоборцами. Ввиду многочисленных арестов богоборцами членов Синода Российской Православной Церкви, митрополитов, архиепископов и епископов, Патриарх Тихон призвал к тому, что если невозможно будет полнокровное действие нашей Церкви в условиях этих гонений, то паства и пасомые должны, прежде всего, идти за своим епископом. А епископ, в случае невозможности связи с высшими иерархами и невозможности соборного управления, должен сам самостоятельно управлять своей паствой (существует много параллелей между гонениями на нашу Церковь в XX веке и полуторавековыми гонениями, осуществлявшимися иконоборцами на церковь в VIII–IX веках).

В 20-х годах XX века произошло фактическое разделение единой Российской Православной Церкви на три составляющие: Церковь, оставшуюся на территории Советского Союза, Русскую Православную Церковь Заграницей и катакомбную Русскую Православную Церковь.
Каждая из этих ветвей сама по себе тоже имела разные составляющие, которые порой имели разные судьбы развития. Русская Православная Церковь, официально действующая на территории Советского Союза, вскоре после смерти патриарха Тихона разделилась на тех, которые поддерживали, подчинялись и признавали власть заместителя патриаршего местоблюстителя Митрополита Сергия и целый ряд групп тех, которые не признавали его канонической власти. Русская Православная Церковь Заграницей тоже состояла из целого ряда групп, одна из которых признавала власть заместителя патриаршего местоблюстителя Митрополита Сергия, другие не признавали и действовали самостоятельно, при этом целый ряд приходов в 30-х годах во главе с Митрополитом Евлогием, отделившись от Московского Патриархата, перешел под окормление Константинопольского, Вселенского Патриарха.
Подавляющее большинство различных групп и ветвей Русской Православной Церкви, несмотря на время разделения в условиях богоборческих гонений, отнюдь не являлись раскольниками и/или еретиками.
Действительно, раскольническим и еретическим движением, поразившим нашу Церковь после разрушения Империи, было обновленчество, в которое уклонились многие епископы, священники и миряне.
Количество еретических обновленческих приходов составляло в конце 30-х годов XX века в России примерно половину действующих храмов.
Господь управил так, что к концу Великой Отечественной войны все обновленческие приходы, созданные усилием богоборческой власти, были закрыты по требованию самой же власти, а те священники-обновленцы, которые остались в живых и покаялись в грехе обновленчества, вернулись в лоно какой-либо из ветвей православной церкви.
Катакомбная Русская Православная Церковь существовала еще очень долго и после войны. Она не была единой организацией с каким-либо своим Синодом или патриархатом, но, следуя словам Патриарха Тихона, каждый епископ старался вести свою паству, насколько мог в условиях богоборческих гонений. Каждый священник, каждый монах, не признававший союза Московского Патриархата с богоборческой властью, продолжал служить Господу и совершал подпольные службы. Господь принял их пламенное служение и дал нам возможность узреть святость многих из них, как архиереев, священников и мирян Московского Патриархата, так и архиереев, священников и мирян и катакомбной Русской Православной Церкви, так и тех, кто пребывал в Русской Православной Церкви Заграницей. Перед Господом предстоят и молятся за нас, грешных, Святитель Иоанн Шанхайский, Святитель Иларион Троицкий, Митрополит Петр (Полянский), иеромонах Павел (Троицкий) и многие другие.
Увы, у нас порой по скверной советской привычке рассматривают Церковь, как некий масонский орден, или как некую коммунистическую партию, в которой должна существовать жесткая централизация и армейская дисциплина. Порой, многие рассматривают взаимоотношения архиереев и священников, священников и мирян, как отношения между генералами и офицерами, офицерами и солдатами, а не как между пастырями и пасомыми, в любви пребывающими. Смирение и послушание — важные черты добродетели каждого христианина, но никогда не надо забывать, что смиряться надо перед Богом и послушание нужно проявлять, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, и главное для каждого христианина — это всю свою жизнь соблюдать Заповеди Господни и жить по Евангелию, по Священному Писанию и Священному Преданию.

Многим известно пламенное служение иеромонаха Павла (Троицкого) — духовного окормителя общины храма Святителя Николая в Кузнецах в Москве. Отец Павел в 1970-е — 1980-е годы безвыездно жил в городе Старая Русса, служил службы у себя на дому и не поминал во время этих служб патриархов московских. Он всячески старался окормлять всех прихожан храма Святителя Николая в Кузнецах, ведя с ними переписку и давая им духовные советы. Многих из них он благословил в 1980-х годах принять сан и стать священниками, служить в церквях и поминать Патриарха Московского и всея Руси. Среди этих священников известные настоятели московских храмов: протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Александр Салтыков и другие. Отец Павел, не бывая в храме Святителя Николы в Кузнецах физически, духовными очами прозревал и видел все, что делалось в общине. Порой прихожане, отправляя письма с какими-то духовными вопросами к нему, получали ответ в тот же день, когда опускали письма в почтовый ящик, хотя само письмо советская почта доставляла в город Старую Руссу лишь через три-четыре дня. Чудны дела твои, Господи!
Сегодня минуло лишь 20 лет после падения богоборческого режима. Все мы сейчас должны стремиться к изглаживанию ран и нестроений, нанесенных 75 годами правления богоборцев, и собирать нашу единую Русскую Православную Церковь по крупицам во имя служения Господу нашему Иисусу Христу. Собирать на основе любви, взаимного уважения и твердого исповедания Священного Писания, Священного Предания, отвергая всяческие попытки обновленчества.
Возвращаясь к вопросу об объединении всех ветвей нашей церкви, то это объединение, слава Богу, идет постепенно, но верно. В 2007 году приняты соборные решения об объединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. При этом никаких взаимных прещений, никакого взаимного покаяния при этом объединении обе ветви нашей церкви друг от друга не потребовали, то есть каждая из двух ветвей Русской Православной Церкви признала все канонические акты другой, в том числе, естественно, и прославленных каждой из этих ветвей Святых.

Порой мне странно, когда спрашивают о том, когда наша Церковь прославит в лике Святых Государевых слуг, не предавших его и искренне служивших ему вплоть до мученической кончины 17 июля 1918 года. Доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, комнатная девушка Анна Демидова, камердинер Алексей (Алоизий) Трупп — прославлены Русской Православной Церковью Заграницей еще в 1981 году, а с мая 2007 года явлены Святыми и для всей нашей Русской Православной Церкви.
Возвращаясь к каноническому статусу митрофорного протоиерея Алексия Аверьянова, хочу еще раз напомнить, что он перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей в 1990 году, еще во времена СССР. Перешел, как и многие другие клирики Московского Патриархата в тех конкретных исторических условиях, считая необходимым произвести изменения в нашей церковной жизни и решительней отвергать последствия командования Церковью со стороны КГБ и богоборческого режима. В то время такой переход совершили более сотни священников.

Подписав Соборный акт о каноническом объединении двух частей Церкви в 2006 году, Московская Патриархия не обусловила его со стороны священников Зарубежной церкви, служащих на территории стран СНГ, покаянием, и тем самым признала единство и со всеми клириками Русской Православной Церкви Заграницей, действующими на территории России, Украины, и всех стран СНГ. Законностью их служения было соборное установление, о том, что эти священники не должны приносить какого-либо покаяния за свой переход в Русскую Православную Церковь Заграницей. На объединение этих приходов с Московским Патриархатом было условлено отвести пять лет, которые еще не прошли. Но главное, конечно, что это объединение должно проходить в духе любви и взаимного уважения.

Митрофорный протоиерей Алексий Аверьянов еще в 1995 году публично выступил за объединение двух ветвей нашей Церкви и направил соответствующее письмо Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Виталию.

Никогда Отец Алексий не создавал какой-либо своей иерархии вне иерархии Русской Православной Церкви. Никогда никаких действий по какому-либо расколу он не предпринимал. Распространяемые на некоторых Интернет-ресурсах сведения о якобы его каких-то канонических нарушениях не имеют под собой никаких оснований и являются бесстыдной и наглой клеветой. Отец Алексий и его супруга матушка Валентина являют собой образец христианской священнической семьи. Они вырастили шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей, а сейчас растят семерых внуков и внучек. За их благочестивой жизнью наблюдают на протяжении уже почти сорока лет прихожане общины в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших».
Недавно, в день праздника Архистратига Божиего Михаила, в Каннском Михаило-Архангельском храме во Франции прошла встреча иподьякона нашего прихода Алексия Аверьянова (сына протоиерея Алексия) с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Илларионом. Во время которой Митрополит Илларион передал свое благословение митрофорному протоиерею Алексею Аверьянову и всей нашей общине, и теплыми словами вспоминал свои встречи с отцом Алексеем в России в начале 1990-х годов.
Отец Алексей недавно направил очередное письмо Патриарху Кириллу с просьбой об интеграции нашего прихода в Русскую Православную Церковь Московской Патриархии.


Василий Бойко-Великий,
президент
Русского культурно-
просветительного
фонда имени Святого
Василия Великого

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »