Воскресенье, 17 Января, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Сабор Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных тел


Православной Церковью 21 ноября совершается Собор (в смысле «богослужебное собрание») в честь Архистратигов Божиих Михаила и Гавриила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Об основах почитания святых Ангелов рассказывает преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Михаил Асмус.

 


«ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ» МИРЫ СУЩЕСТВУЮТ!


Гипертрофированный интерес к теме инопланетных цивилизаций возник в безбожном XX столетии не только благодаря научно-техническому прорыву в космической сфере. В сильном искажении он отразил многовековой опыт человечества, подтверждающий существование особого, «параллельного» нашему, мира духов, то есть существ бестелесных и, стало быть, вполне нематериальных, но при этом наделенных разумом и волей. Религиозному сознанию доступно даже различение этих духов на два лагеря — добрых и злых. Причем представители обоих лагерей периодически «вторгаются» в наш мир, принимая облик человека или каких-либо других существ, и приносят людям различные вести извне.
За эти вести все духи получили общее наименование «ангелов» (с греческого «вестников»), поэтому в Священном Писании всегда конкретизируется, идет ли речь о святом Вестнике Божием («Ангел Господень») или о нечистом вестнике клеветника-диавола («ангел сатанин»). Из библейских же текстов мы узнаем о том, как Ангелы Божии служат делу нашего спасения, а ангелы тьмы способствуют нашей погибели. Как за судьбы целого мира, так и за каждую человеческую душу идет незримая оку духовная борьба, в которой Силы Небесные проявляют себя как наши защитники и руководители к добру, а силы бесовские выступают как искусители и подстрекатели ко злу. Но волевой выбор всегда остается за самим человеком.

Впрочем, здесь у христиан есть одно важное преимущество. В чине оглашения, который совершается перед таинством Крещения, священник, ссылаясь на уже совершенное Христом спасение мира, просит Сущего (самое главное наименование Бога по Ветхому Завету) приставить к человеку, отрекающемуся от рабства диаволу, Ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения с лукавым духом и от обманчивых мечтаний. Под кровом ангельских крыл христианину в известном смысле легче сделать правильный выбор: иногда достаточно прислушаться к голосу совести — не Ангел ли Хранитель подсказывает верный путь.


ЯКО НА НЕБЕСИ — И НА ЗЕМЛИ


Почитание святых обязательно предполагает подражание по мере возможности их подвигу. Апостолов — апостольскому, исповедников — исповедническому, бессребреников — бессребреническому. Как же подражать святым Ангелам Божиим, о бытии которых мы знаем так немного? Как это ни удивительно, ответ на этот вопрос содержится в первой части самой главной молитвы христиан — Отче наш. В ней мы просим нашего Небесного Отца, чтобы и на земли («в нашем мире») святилось («было почтено как святое») Имя Его, как оно свято на Небеси, чтобы и на земли пришло Его Царство, как оно уже наступило на Небеси, чтобы и на земли свершилась Воля Его, как она уже свершилась на Небеси.

Поскольку очевидно, что небом здесь названо отнюдь не космическое пространство, а тот самый «горний», небесный мир Ангелов, значит, он и является тем образцом, на который нам надо равняться в нашей жизни. Если Ангелы раз и навсегда определились в своем отношении к Богу как Источнику всякой чистоты и святости, раз и навсегда признали над собою Его царскую власть, раз и навсегда подчинили свою волю Воле Творца, так же необходимо поступить и всем ученикам Христовым. Каждое наше слово и каждое наше дело должны быть посвящены Богу, совершены в Его святое Имя, подчинены Его Власти и согласованы с Его Волей, выраженной в заповедях Нового Завета.
Совершая литургию, мы также постоянно сообразуемся с тем служением, которое совершается Ангелами в духовном измерении. Тройное «Свят», которое запечатлел пророк Исаия в видении Небесной Литургии (Ис. 6: 1–3), становится центральным песнопением как Литургии оглашенных — Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, так и Литургии верных — Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Исполнь Небо и земля славы Твоея! В эти моменты, когда мы подражаем Ангелам, Церковь настоятельно призывает нас отложить всякое житейское попечение.


АРХАНГЕЛ МИХАИЛ НА СТРАЖЕ СВЯТОЙ РУСИ


Церковная история изобилует свидетельствами о том, что Ангелы активно участвуют в нашей жизни. Одно из чудес, связанное с Архистратигом Михаилом, вспоминается 19 сентября (по новому стилю). Там, на рубеже III и IV веков, Архангел защитил храм, посвященный его имени, от разрушения, задуманного язычниками для прекращения распространения христианства. Они соединили русла двух горных потоков, когда Главнокомандующий Небесными Силами, явившись, ударом в землю образовал расщелину (название места Хоны и означает «расщелины, воронки»), которая поглотила воду.
Тот же грозный Небесный Воевода, согласно Волоколамскому патерику, в 1239 году запретил монголо-татарскому хану Батыю идти на Великий Новгород. Лик Архангела захватчик узнал на фреске, когда вошел в мать русских городов Киев.
В тяжелые годы монгольского ига постепенно вызревает идея объединения нации вокруг Москвы. В 1333 году Великий князь Московский Иван Калита отстраивает собор Архангела Михаила в Кремле, ставший великокняжеской усыпальницей. Так он заручился незримой духовной поддержкой в своих добрых начинаниях, приведших в конце концов, к свержению ига. А в 1365 году святитель Алексий, митрополит Киевский и Московский, фактический многолетний правитель Московского княжества, в память об исцелении ханши Тайдулы получивший в дар участок земли в Кремле, где располагался двор ордынских послов, основал на нем один из первых общежительных монастырей на Руси, посвятив его Чуду Архистратига Михаила. Очевидно, у святителя были веские основания благодарить Архангела за его заступничество.
Из этой череды фактов закономерно проистекает образ, родившийся в русском религиозном восприятии, в котором Архангел Михаил стоит во главе Благословенного воинства Небесного Царя. В ряду этих воинов, которых Архистратиг ведет от земного странствия к горнему Иерусалиму, стоят лучшие сыны русского народа, защитники Святой Руси.


Православный журнал
«Нескучный сад» 

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »