Вторник, 4 Октября, 2022 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Венчание: решительный шаг в любовь


Сегодня даже среди православных христиан многие склонны недооценивать таинство брака — венчание, не говоря уже о «штампе в паспорте», как пренебрежительно называют регистрацию семейного союза в ЗАГСе. «Главное, что мы любим друг друга — и какое до этого дело другим людям? А если вдруг разлюбим — неужели же какие-то жалкие пометки в паспорте помешают нам развестись?»
Богослужебный чин венчания в нынешнем своем виде сложился сравнительно недавно: около тысячи лет назад. Что же было до того, в ту самую эпоху раннего христианства, к которой принято апеллировать в «продвинутых» дискуссиях за свободную любовь? Как правило, звучит такое мнение: да просто помолился батюшка, благословил — и все, вы уже муж и жена!

 На самом деле в то время брак считался церковным при соблюдении следующих условий:
— свободное волеизъявление жениха и невесты;
— разрешение на брак со стороны епископа (то есть Церковь могла и не благословить конкретный брачный союз, посчитав его по разным обстоятельствам неспасительным!);
— объявление о новом статусе молодых перед церковной общиной;
и наконец, соборная молитва Богу о новой семье.
И речи не было о том, что вступление в брак — частное, «приватное» дело двоих. Наоборот: новобрачные объявляют о своем выборе обществу, а общество свидетельствует перед Богом о той ответственности, которую это накладывает на мужа и жену. После заключенного таким образом брака не только Бог, но и люди вправе требовать от мужа и жены соблюдения принесенных обетов.
Сейчас все иначе: и вера, и любовь стали «очень интимным делом», об этом неудобно спрашивать, в этом не принято давать отчет… И иногда эта интимность — обратная сторона нашей закомплексованности и несвободы. В нас нет решимости.
Итак, выбор между малодушным страхом и бесстрашной любовью — за нами.
1. Обручение. Свечи. Рассказывая о крещении, мы говорили о том, что, прежде чем войти в церковное общение, человек должен пройти период оглашения. Подобный «испытательный срок» предусмотрен и для готовящихся стать мужем и женой. Начало ему кладет обручение или помолвка. В наши дни роль обручения играет помолвка, а само обручение, подобно чину оглашения, соединяется с последующим таинством венчания в единую службу. Молодые становятся в притворе храма (или в задней, западной его части, при входе). Жених — справа, невеста — слева, поскольку традиционно в церкви правая сторона (напротив иконы Спасителя в иконостасе) считается мужской, а левая (напротив образа Божией Матери) — женской. Священник вручает обоим горящие свечи как знак святости их намерения. Заметьте: свечу держат в левой руке (иначе как же осенять себя крестным знамением?).
2. Обмен кольцами. Испросив у Бога ниспослать жениху и невесте дар любви и единомыслия, священник возлагает на правую руку каждому из них кольцо. «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)…» Жениху вначале надевается кольцо невесты, а невесте — жениха, а после священник трижды меняет их в знак того, что в браке каждый из супругов передает власть над собой другому (перстень всегда был знаком власти). После этого совершается молитва, в которой пред Богом воспоминаются многочисленные случаи из Священного Писания, когда возложение перстня являло надежный залог верности принятому решению.
3. Слово священника к вступающим в брак. После обручения священник торжественно ведет жениха с невестой в центр храма, перед ними несут свечу и поется псалом с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». Венчающиеся встают на белое полотенце, символизирующее, как и платье невесты, чистоту вступающих в брак. Священник оборачивается к ним лицом и произносит напутственное слово о тайне супружеской жизни, о ее духовной стороне.
4. Испытание жениха и невесты перед венчанием. Теперь священник проводит последнее «испытание», то есть, спрашивает у будущих супругов, не изменились ли их намерения. Пусть и очевидный ответ, но вслух произнесенный человеком перед лицом Церкви, отнюдь не малость. Это — обет святого венчания.
5. Зачем поминают мучеников? Возложению венцов предшествуют три молитвы, где поминаются многие святые супруги: от Адама и Евы до Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поминается также и Приснодева Мария, от которой Сын Божий благоволил воплотиться; и брак в Кане Галилейской. Воспоминание о мучениках весьма уместно. Мученики не отказались от любви Христовой и перед лицом смерти, но показали в страданиях совершенное терпение, зная, что терпение рождает любовь (ср.: 2 Пет. 1: 5–7; Рим. 5: 3–5). И брак как обретение единства все-таки двух разных людей вполне сроден мученическому подвигу, добровольной жертве самим собой ради другого, о чем свидетельствует возложение венцов, как Господь возлагает венцы на мучеников.
6. Возложение венцов, призывание благословения Божия. И вот: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)!.. Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)!» Венцы либо возлагаются молодым прямо на голову, либо их держат восприемники, (то есть, свидетели брака). Венцы — это, с одной стороны, награда за соблюдение чистоты женихом и невестой, за готовность их на подвиг супружества, а с другой — знак царственного достоинства, которое приобретают муж и жена, несущие полную ответственность за управление и строение своей семьи как суверенного государства, как малой Церкви. Священник призывает на жениха и невесту благословение Божие, троекратно молясь с воздетыми руками. После этого читается Евангелие о посещении Христом брака в Кане Галилейской. Это чтение говорит не только о благословении Богом «законного супружества», но и о предстательстве Божией Матери за вступающих в брак.
7. Чаша с вином. До XII века венчание, как и все прочие церковные таинства, было сопряжено с главнейшим таинством святой Евхаристии. И теперь как раз на том месте службы, где надлежало быть причащению, сохранился след древнего порядка: молодым преподают общую чашу с вином. Связь венчания с Евхаристией не утеряна и сейчас: обычно в день венчания утром жених с невестой причащаются первыми на литургии, а в некоторых храмах даже стоят во время литургии в центре храма в венчальных одеждах. Чаша же вина приобрела смысл того, что супругам нужно будет вместе пить чашу жизни, всех ее радостей и невзгод.
8. Крестный ход вокруг  аналоя. Теперь венчание — свершившийся факт. Соединив руки молодоженов, священник ведет их вокруг аналоя, на котором лежит Святое Евангелие. Троекратное — в честь Пресвятой Троицы — обхождение по кругу, символу вечности, есть знак торжества рождения новой христианской семьи, напоминающей торжество рождения нового христианина в таинстве крещения.
9. Снятие венцов, благословение иконами. Этот момент — снятие венцов — можно прокомментировать кратко: венцы видимые снимаются, но небесные венцы Божественной благодати и помощи остаются на главах супругов навсегда! В завершение священник благословляет молодых двумя иконами — Спасителя и Богородицы, — которые стояли перед царскими вратами у иконостаса на протяжении всей службы. Эти святые образа будут поставлены в красном углу дома молодоженов, перед ними будет совершаться совместная молитва супругов, а после — их детей и внуков.


Священники Алексий Агапов
и Николай Петров

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »