Четверг, 28 Октября, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

"За самодержавие Твое мы готовы положить головы свои..."


Радуется сердце: проходят Всероссийские Царские дни, когда особо чувствуется теплая молитвенная связь православного народа со святыми Царственными страстотерпцами. И вместе с тем, печалюсь о тех «сиротах», которые, удалившись от Бога, лишили себя и «царского пира».
Царская жертва на Уральской Голгофе живит наши православные сердца, единит в духе и памяти с теми, кто остался верен Помазаннику Божиему навсегда, даже до смерти. Хочу познакомить сегодня боголюбивого читателя с этими верными Царскими слугами из всех слоев русского общества, воспринявшими Манифест 1905 года как призыв к всенародному единству на защиту Веры, Царя и Отечества.

О том, что Царский манифест услышан и правильно понят народом, говорят многотысячные отклики, публиковавшиеся в тогдашних, особенно церковных, газетах. Вообще, традиция народных откликов на памятные и важные события в жизни страны, публикуемых под рубрикой Верноподданнические чувства, идет еще с Императорского периода. Позже она использовалась в средствах массовой информации советского времени. 

Сначала, когда длинные перечисления имен, фамилий, населенных пунктов, приходов, братств и т. д. и т. п. попадались мне на страницах церковных изданий, не особенно в них вчитывался — они казались мне скучными и однообразными. Но однажды столбцы тогдашнего «официоза» сложились не просто в общую картину ушедшей России, но в живую историческую плоть наших сродников, живот свой положивших за Веру, Царя и Отечество. Они легли в русскую землю, пропитали ее своей кровью, даровав тем самым нам надежду на воскресение. Ведь это наши — прадеды и деды, прабабушки и бабушки. Как важно знать, что они были верными до смерти, и на них нет греха Бого — и Цареотступничества. Заявить открыто свою верность Господу и Его Помазаннику уже тогда, когда по стране вовсю свирепствовал революционный террор, сравнимо с исповедничеством, с открытым утверждением своей православной веры. Вот почему решил поместить здесь хотя бы малую толику собранных драгоценных сведений. Если получу поддержку, то продолжу публикации. Ищи, боголюбивый читатель, названия родных мест, любимые имена… 

 

 * * *


«…Повергнуты были на Высочайшее Его Императорского Величества благовоззрение нижеследующие всеподданнейшие адресы и телеграмма с выражением верноподданнических чувств:
Адресы:
От Ежовского, Юшковского, Суртовского и прочих сельских, обществ, Царевококшайского уезда, Казанской губернии:
«Ваше Императорское Величество, Самодержавнейший и Всемилостивейший наш Отец. Влекомые чувствами безграничной любви и преданности к Престолу Вашего Императорского Величества мы, крестьяне Царевококшайского уезда, Казанской губернии, окружающие Мироносицкую пустынь, именуемую «Святым местом», вознося горячие молитвы к Престолу Всевышнего о Вашем здравии и благоденствии, за дарованные нам милости Манифестом 3 ноября 1905 года, повергаем к стопам Вашего Императорского Величества наши верноподданнические чувства преданности и, желая ознаменовать cие радостное событие, всеподданнейше просим принять от нас освященную копию с высокочтимой чудотворной иконы святых равноапостольных Жен Мироносиц, которая явилась в царствование благоверного государя Алексея Михайловича в 1647 году и была в его царских палатах. Да хранит она сенью своей благодати Вас и дорогое для нас Ваше Августейшее семейство в здравии и благоденствии на многия лета».
Верноподданные Вашего Императорского Величества (следуют подписи)


* * *


От причта, старосты и прихожан Свято-Варваринской церкви села Перво-Приморского, Днепровского уезда, Таврической епархии:
«Боговенчанный Самодержавец земли Русской, дорогой Отец Ты наш, из далекого Крыма мы, близкие сердцем Тебе и преданные дети Твои, шлем Тебе, наш Батюшка, свой привет в день нового года, слезно умоляем сегодня мы небесного Отца, да успокоит Он Твое родительское нам сердце от тех смут и несчастий, которые объяли великую Русь православную, Тебя и Семью Твою дорогую нам да хранит Господь во дни наступающего новолетия на радость Твоим верноподданным и на благо Руси Святой. Верь, Отец наш, наша вера в Тебя, нашего Отца-руководителя, у нас никогда не иссякнет и наша сыновняя преданность Тебе не оставит нас. А хитрые замыслы врагов наших не смутят нас, не наставят нас на своеволие и какие-либо насилия над ближним, как не было этого, слава Богу, и теперь среди нас. Твое слово — истина нам, Твоя воля — закон нам; наша же — готовность жизнью постоять за Тебя».
От прихожан Космодамианской церкви села Верхней Ярославки, Моршанского уезда, Тамбовской епархии:
«Ваше Императорское Величество, Милостивый наш Государь Император. Мы, прихожане Космодамианской церкви, выслушав в нашем приходском храме милостивый Твой Манифест об уменьшении в 1906 году выкупных платежей на половину и об окончательной отмене их с 1907 года, решили, по предложенью своего приходского священника, ознаменовать это событие торжественным молением о Твоем драгоценном здравии. Совершивши это моление 26 ноября 1905 года, мы приемлем на себя смелость повергнуть к стопам Твоим наши верноподданнические чувства. Видим мы, что скорбит Твое сердце о нас, Твоих верноподданных слугах, серых деревенских мужичках.

 Видим, что близки Твоему Царскому сердцу наши крестьянские нужды. Знаем мы, что никто нас не накормит голодных, как только Ты, наш Любвеобильный Царь-Батюшка; никто нас не согреет холодных, как только Ты, наше Красное Солнышко. Верь же и Ты, что вместе с Тобою скорбим и мы о тех невзгодах и неурядицах, которые охватили нашу русскую землю. Нужно Тебе, — кликни клич, и мы все, как один человек, станем плотною стеною около Твоего Престола с готовностью положить животы свои за веру православную, за Царский Престол Твой и за дорогую нам землю Русскую. Коленопреклоненно молим Тебя, наш Милостивец, не оставь нас Твоими милостями и в будущем, не забудь о нас особенно тогда, когда Ты с своими советниками в Государственной Думе будешь решать вопрос о земле, вспомни тогда, что земля — наша кормилица. Мы считаем кощунством, указывать Тебе те пути и средства, которыми Ты можешь облагодетельствовать нас. Сердце Царево в руках Божиих. Веруем, что Ты — Помазанник Божий. Пусть же Божественная благодать, полученная Тобою при священном помазании, научит Тебя, как и чем Ты можешь помочь нам. Дерзай же наш Царь Самодержавный, дерзай в полной уверенности, что сто миллионов Твоих верноподданных сынов готовы своею грудью защитить Тебя от Твоих врагов внешних и внутренних. Царствуй же на страх врагам Твоим и нашим, царствуй на славу Тебе и отечеству нашему».
Твои верноподданные сыны». (Следуют подписи).


* * *


От прихожан Троицкой церкви Стрелецкой слободы Гремячевского селения, Веневского уезда, Тульской епархии:

«Мы, прихожане Троицкой церкви, помолившись в своем приходском храме о здравии и долгоденственном царствовании Вашем, имеем смелость повергнуть к стопам Вашим, Всемилостивый Государь, одушевляющие нас чувства радости и сердечной благодарности за дарование Вашим верноподданным гражданской свободы и щедрой Монаршей милости Высочайшим Манифестом 3 ноября. Сокрушаясь сердцем и душою, вследствие небывалых смут и нестроений внутри России, мы выражаем готовность грудью своею охранять Самодержавие в нашем дорогом Отечестве, под сенью которого мы доныне жили спокойно, и если нашлись злые люди, враги России, непроникнутые светом христианского учения, восстающие на Самодержавие и нарушающие прочный строй жизни, то иx немного и они бессильны против миллионов добрых людей, любящих своего Государя и стоящих за Самодержавие. Мы же дали единодушно обещание в своем храме принять все меры к изгнанию из своих пределов злочестивых крамольников, сеявших смуту. Царствуй же, Батюшка-Царь наш, многия лета с сохранением Самодержавия.
Вашего Императорского Величества верноподданнейшие и преданные слуги» (следуют подписи).


* * *


Сверх сего, причтом и прихожанами Спасо-Преображенской церкви при селе Куралове, Спасского уезда, Казанской епархии, подана была на имя Его Императорского Величества всеподданнейшая телеграмма следующего содержания:
«Великий Государь и Наш Отец. Мы, прихожане Спасо-Преображенской церкви при селе Куралове, Спасского уезда, Казанской губернии, скорбящие за своего Батюшку Царя, преклоня колена в нашем вновь построенном храме, молим, чтобы Господь Бог на новый год даровал Тебе здравие и силу побороть врагов Твоих и наших, водворить спокойствие, величие и славу нашей родины и постановили мы отлить колокол, на котором вырезать надпись: «17 октября 1888 года, в память спасения Царствующей Семьи во время крушения поезда на станции Борки и того же числа 1905 год — день дарования Тобою милостивого Манифеста и призвания верных слуг Твоих к защите Престола и Отечества от крамолы». За Тебя возносим мы горячие молитвы милосердному Богу: да сохранит Тебя во всех путях Твоих и Твоего Сына и Наследника Престола Твоего; пусть число и год счастливого рождения Его будут увековечены на колоколе нашем рядом с первыми двумя надписями и будет колокол наш призывать к молитве детей и внуков наших, будя в их сердцах память светлых дней жизни русского народа».


* * *


Сверх сего поступило от преосвященного Уфимского сообщение о том, что прихожане села Надеждина, Уфимского уезда, во главе с местным причтом, выражая верноподданнические чувства, в ознаменование учреждения Государственной Думы и дарования прав гражданской свободы населению, решили: приобрести икону святителя и чудотворца Николая для постановки ея в приходском храме, чтобы всегда просить молитв сего святого о здравии и благоденствии Его Императорского Величества.


* * *


Преосвященный Волынский Антоний уведомил, что прихожане Свято-Николаевской церкви села Петрашей, Овручского уезда, выражая верноподданнические чувства, единогласно постановили ознаменовать дарование Манифеста 3 ноября 1905 года построением над местночтимым, именуемым «благодатный», источником часовни. (Церковные Ведомости. № 6, 1906 года. Стр. 71–75).


* * *


От прихожан Васильевской церкви села Лебяжского, Шадринского уезда, Екатеринбургской епархии, постановивших в изъявление чувств благодарности, пожертвовать сложенную с них половину выкупных платежей за землю, свыше 2000 рублей, на распространение местного храма, с тем, чтобы имеющий выстроиться третий придел храма был посвящен святому Серафиму, Саровскому Чудотворцу.
При этом всеподданнейшем докладе, между прочим, представлен был на благовоззрение Государя Императора следующий всеподданнейший адрес крестьян села Чирца, и деревни Лычно, Устюжнского уезда, Новгородской губернии:

«Всемилостивейший Отец Наш, Государь и Самодержец Всероссийский. Искренно благодарные щедротами Твоими, объявленными нам в последних манифестах, осмеливаемся повергнуть к стопам Твоим, Самодержавный Отец и Император Наш, чувства сыновней преданности и покорности Твоему Царскому Слову и во всеуслышание заявляем, что готовы грудью защищать достояние, оставшееся нам после предков: православие, Самодержавие и народность. Твердо следуя этим заветам глубокой старины, мы постараемся воспитать и подрастающее поколение под этим знаменем. В настоящее время Самодержавная Россия и Ты, Божий Помазанник, служите предметом зависти, злобы и ненависти людей недостойных, дерзающих расшатать устои исторического основания могущества Руси — Самодержавие. Повсюду сеется смута, насилие и беспорядок. Верь, Государь-Батюшка, что мы преисполнились глубокой скорби за недостойных сынов России, потерявших страх Божий и своими преступными действиями причиняющих глубокую скорбь и Твоему сердцу. Мы умилились при чтении Твоего манифеста, призывающего любезное сердцу Твоему крестьянское население сохранять повсюду мир и тишину. Готовы идти на Твой призыв. Ты скорбишь, и Твоя скорбь есть вместе скорбь Твоих крестьян. Мы убеждены, что только самодержавие даст стране внутренний мир и благосостояние народа, который Ты и призываешь к Себе разделить Твои труды. С Тобою и для Тебя мы живем. Верь искреннему сердцу крестьянина. Мы готовы на все, что Ты, Самодержавный Отец, прикажешь. Да благословит Господь Бог Державу Твою, а мудрые предначертания Твои, направленные Тобою к достижению истинного преуспеяния России, к утверждению порядка и народного благосостояния, да осуществит. Боже, Царя храни на многия лета!
Твои, Самодержавный и Великий Белый Царь, верноподданные, послушные сыны и покорные слуги» (следуют подписи).


* * *


По поводу происходивших в некоторых местностях России смут и беспорядков, возбудивших негодование истинно-преданного Его Императорскому Величеству русского народа, а также по случаю дарованных ему Всемилостивейшими Манифестами, последовавшими в минувшем 1905 года, милостей, от епархиальных преосвященных, причтов и прихожан церквей поступили заявления, с выражениями верноподданнических чувств беспредельной преданности и глубочайшей благодарности Его Императорскому Величеству.


* * *


Здесь были представлены на Высочайшее благо воззре ние следующие всеподданнейшиe адреса и приговор:
От причта и прихожан церкви села Селихова, Болховского уезда, Орловской епархии:
«Самодержавнейший Государь. Причт и прихожане церкви села Селихова, Болховского уезда, Орловской епархии, возмущенные насилием и грабежами, которые производят крестьяне над имуществом землевладельцев, приемлют смелость повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества наши верноподданнические чувства и искреннее желание убеждением и добрым примером содействовать мирному течению жизни, ибо мы убеждены, Великий Государь, что под этим условием только возможно правильное развитие и процветание дорогой родины и наше собственное благополучие.
Вашего Императорского Величества верноподданные» (следуют подписи).


* * *


От крестьян деревни Глазуновки, Бунинской волости, того же уезда:
«Самодержавный Государь. Везде смута, везде беспорядки и мы слышим, что посягают на Самодержавие Вашего Величества. Но мы, крестьяне деревни Глазуновки, Бунинской волости; Болховского уезда, Орловской губернии, наученные нашим священником отцом Алексием Боголюбским почитать Государя, повиноваться властям, везде я во всем поступать по закону, держаться православной веры, повергая к стопам Вашего Величества свои верноподданнические чувства, осмеливаемся заявить, что мы, верные Ваши слуги, готовы соблюдать до конца жизни нашей порядок и нести все вместе со всем населением Российской Империи в повиновении Вашему Величеству, в пользу Отечества и в защиту православной веры» (следуют подписи).


* * *


От прихожан церкви села Теплого, Лебедянского уезда, Тамбовской епархии:
«Мы, нижеподписавшиеся, прихожане Космодамианской церкви села Теплого, Куйманской волости, и деревни Павелки, Вотовских Выселок, Черепянской волости тож, Лебедянского уезда, Тамбовской губернии, по колокольному звону собравшись 4 декабря 1905 года в местную приходскую церковь для общественного богослужения о здравии и спасении Великого Государя нашего Императора Николая Александровича, за дарованные Им нам крестьянам великие милости, по окончании литургии, выслушав объявленный нам местным священником Павлом Преображенским Высочайший Манифест, данный в третий день ноября месяца 1905 года, по прочтении которого, совершив молебствие и вознеся горячие молитвы с коленопреклонением, просили Господа Бога, чтобы Он продлил жизнь нашего Благодетеля Батюшки-Царя, ибо видим, что Царь наш Батюшка со дня своего царствования неустанно заботится к улучшению быта нас крестьян. Но, к сожалению нашему, мы слышим, что в некоторых местах наши, же единоплеменники крестьяне творят разные насилия, грабежи и самоуправства, чем наносят скорбь Батюшке Царю, а родине — много горя и бед, потому, с общего всех согласия, постановили, из любви к Царю и Отечеству, свято сохранять мир и тишину и не нарушать законы, установленные Самодержавною Властью. Государь! вот уж близ года скорбишь Ты, наш Батюшка, о появившихся внутри России смутах. Ты сказал, что скорбь народа есть скорбь Твоя. Мы отвечаем: скорбь Царская — наша скорбь. Да поможет Тебе Царь Царствующих перенести все страдания. Великий Государь! Ты объявил нам свободу и другие милости; мы благоговейно принимаем их, но часть народа требует чего-то ужасного. Такое требование приводит всех нас крестьян в содрогание, нас без Царя заклюют злые коршуны. Великий Государь! молим Тебя, не допускай такого требования, а если около Тебя не хватит силы, то кликни клич Царский, который, как молния, облетит всех верных Тебе крестьян, и мы, не щадя живота своего, явимся на защиту своего родного Царя Батюшки» (следуют подписи). (Церковные Ведомости. № 20, 1906 год, стр. 296–299).


* * *


Также были представлены на Высочайшее благовоззрение следующие всеподданнейшие адресы:
От причта и прихожан церкви села Бастенович, Чериковского уезда:
«Всеавгустейший Монарх, Всемилостивейший Государь! Мы, причт и прихожане Бастеновичской церкви, Чериковского уезда, Могилевской губернии, приносим Тебе свои верноподданнические чувства и благодарность за все благодеяния, дарованные Тобою Твоему народу, и всегда возносим свои горячие молитвы ко Всевышнему, да поддержит Он Твое дорогое для нас здоровье. Но до нас доходят нехорошие слухи о том, что есть люди, которые хотят уговорить Тебя, чтобы Ты, Государь, отказался от власти Самодержавной и даже присягнул бы в этом. Но, Милостивый Государь, просим и молим Тебя не делать этого. Не делай потому, что Ты лишишь нас, сынов Твоих, единственной нашей опоры, единственного Печальника. Мы, истые русские христиане, крепко желаем, чтобы был у нас Царь Самодержавный, Царь Помазанник Божий. За Самодержавие Твое мы готовы положить головы свои. Ты крепко верь этому нашему народному голосу», (следуют подписи).


* * *


От причта, старосты и прихожан церкви села Авдотьина, Бронницкого уезда:
«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Наш Батюшка! Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Московской губернии, Бронницкого уезда, Троицко-Лабановской волости, села Авдотьина, деревни Каменки, сельца Ивановского, собравшись вместе со своими священно-церковнослужителями сего 1906 года января месяца 29-го дня в приходском храме во имя Тихвинския Божия Матери для церковного богослужения и отслуживши молебен пред Святою Иконою Царицы Небесныя Иepyсалимския, решили все единогласно от полноты русской души написать Тебе, Великий Государь Наш, несколько искренних, сердечных и сочувственных слов. Во-первых, мы все искренно благодарим Тебя, Всемилостивейший Государь, за все Твои милости, за все Твои благодеяния к нам и в твердом уповании на Всемогущего Бога все мы истинно веруем и крепко надеемся на Тебя, что и в будущем Ты не оставишь нас, простой народ, без Своей милости по неизреченной любви к нам. Мы вполне сознаем и от души сочувствуем, что в настоящее время при неблагоприятных обстоятельствах окружающих Тебя и всю страну нашу, трудно Тебе, Многострадальный Царь наш, справиться с нами, трудно Тебе в скором времени всех обеспечить нас, а потому мы, верноподданные Твои, должны потерпеть… Ты терпишь больше нас… Во смирении сердца своего и со слезами молим мы Всемогущего Бога, да ниспошлет Он Тебе благоденственное и мирное житие и доброе здравие во благо всего народа. Да укрепит Тебя Господь в великом и многотрудном подвиге народоправления. Да сохранит Тебя Господь и дорогую Семью Твою на многия и многия лета. Господи, спаси Царя и услыши нас. Всемилостивейший Государь Наш Батюшка. В настоящее время что-то трепещет и замирает сердце наше, ибо доходят до нас слухи, что есть люди, которые хотят уговорить Тебя, чтобы Ты отрекся от Самодержавной Власти и даже присягнул бы в этом. Эти недобрые слухи сильно беспокоят нас. Мы благодарим Тебя, Государь, что Ты даровал нам право поверять ставленников Твоих чрез наших выборных. Но признаемся, что трудно нам ручаться за тех людей, которых мы будем посылать в нашу народную Думу. Да и как узнать их. У иного одно на языке, а в мыслях другое. И помилуй Бог, что они начнут делать то, что не желает народ и как тогда быть. А потому мы всенижайше просим Тебя, Государь, всем приходом просим: не отрекайся от Самодержавной Власти и не присягай в этом. Как отцы наши и деды, так и мы все уже свыклись с Самодержавною Властью Царя в твердой уверенности, что только при Самодержавной Власти Царя может быть прочно и спокойно Государство наше, а потому мы все желаем прибегать к Тебе, как и раньше прибегали, как к Царю Самодержавному — Помазаннику Божию. Еще раз молим Всевышнего Бога, да сохранит Он Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Нашего и дорогую Семью Его на многия лета. Вашего Императорского Величества верноподданные» (следуют подписи).


* * *


От крестьян деревни Перемчалок, Арзамасского уезда:
«Ваше Императорское Величество, Милостивейший Отец наш, Благочестивейший и Самодержавнейший Государь, сердечно благодарим Вас за оказанные милости, данные Манифестами, которыми доказал нам, что Ты любишь нас отеческою любовью и печешься о нас, и эта милость велика и важна для нас, на которую мы твердо надеемся, прочна и непоколебима, ибо она дана нашим Великим Монархом, и поэтому мы будем себя вести по христиански, тихо и безмятежно. Но при всем этом, Государь, дошли до нас неприятные слухи, что будто нашлись злые люди, которые от себя и от имени нашего требуют от Вас, Великий и Православный Государь, чтобы Ты отказался от Своей Царской власти. Как громом поразил нас этот слух, что будто бы, и мы желаем того, что желают и те изменники. Не верь, Государь, этим выродкам человеческого рода, рассеивающим свою гнусную крамолу по всему Великому Твоему Царству. Православный Царь и Покровитель наш, мы знаем, что это влечет к расстройству нашей дорогой отчизны, а потому не верим писанию и красным речам изменников, и чувствуем, что и Вы скорбите и печалитесь, наш Милостивейший Отец и Дражайший Император, а скорбь и слезы отца печалят детей, пусть же наша скорбь послужит выражением к Вам верноподданнического чувства, неподкупности и любви к Тебе. Но, Милостивый Император и Помазанник Божий, не верь злым клеветникам, не отдавай Своей Самодержавной Царской власти и тем не губи страну Свою Православную и Своих чад. Власть же Царская вручена Тебе Свыше, потому никогда и никем не должна быть отъята. Что будет тогда с нами, когда Ты отдашь свою волю, и что будет с нашею православною верою. Любовь к Тебе, Государь, побуждает нас умиленно просить Царя Небесного, дабы Он продлил на многия лета Вашу бесценнейшую для нас жизнь, сохранил бы Тебя во дни печали и укрепил бы Царство Твое на долгие и счастливые годы на славу нам, на страх врагам. Боже, Царя храни» (следуют подписи).


* * *


От причта и прихожан Коростынской церкви, Старорусского уезда:
«Великий Государь и Самодержец Всероссийский. Прими и от нас малых вместе со всеми истиннорусскими людьми наши верноподданнические чувства безграничной любви и сыновней преданности к Тебе, нашему Царю-Батюшке, и величайшую благодарность за Твои заботы о нас и за дарованные Тобою нам блага милости. Все мы проникнуты одной мыслью, одним горячим желанием служить Тебе верой и правдой и видеть Тебя, наш Родимый Отец, с дорогим Отечеством, вполне успокоенным от всех смут и волнений, так долго терзавших Твое Царево сердце и дорогую нашу отчизну. Много за последнее время появилось на Святой Руси злонамеренных крамольников, стремящихся ниспровергнуть все, чем крепка была наша матушка-Русь; но верь, Государь, что еще больше на Руси верных сынов Твоих, преданных Тебе душой и телом и готовых по Твоему первому Царскому зову защищать Тебя, Незабвенного Царя-Батюшку и нашу православную Русь. Всей душой порадовались мы и сердечно приветствовали Твой ответ 16 сего февраля депутации от Самодержавно-Монархической партии и, припадая к стопам Твоим, просим и молим: не покидай Своего Самодержавия, не оставляй нас сирыми, но будь нашим всегдашним Защитником и Покровителем. Мы крепко верим, что только при Самодержавии может быть сильна и  счастлива наша матушка-Русь и наша жизнь легка и свободна. Царствуй же, Царь Православный, Царь Самодержец, Царствуй на радость нам и на страх врагам многия лета. Не взыщи, Великий Государь, на нашем простом, но искреннем слове. Твои верноподданные слуги и преданные сыны» (следуют подписи). (Церковные Ведомости, № 22, 1906 год, стр. 313–316).


* * *


По существовавшим правилам, до публикации в прессе сообщения о таких народных волеизъявлениях верноподданнических чувств суммировались во всеподданнейшем докладе, представляемом Государю Императору Обер-прокурором Святейшего Синода. Его Императорское Величество обычно Высочайше велел соизволить  объявить, что Им приняты выражения чувств с удовольствием. Знаю многих нынешних участников Царских дней, которые мечтали бы повергнуть к стопам русского природного Государя выражения своих чувств любви и преданности, и увидеть Царскую собственноручную резолюцию: «Прочел с удовольствием!»


Андрей Хвалин,
«Русская народная линия»
Печатается с сокращениями

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »