Среда, 27 Января, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Эволюция одного идола


«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Если не Бог стоит во главе, туда становится дьявол. Кто же стоит во главе нашего земного домостроительства? Изменилось ли что-то в связи с новыми общественными тенденциями?
Человечество всегда любило создавать идолов — начиная с каменных истуканов и кончая абстрактными идеями. Один из самых «массивных» человеческих кумиров был сотворен сравнительно недавно — в середине XVIII века, но успел пробраться глубоко в сознание homo sapiens. Имя ему — Прогресс, он же — Устойчивое Развитие; в последнее время считается хорошим тоном употреблять этот звучный псевдоним.

В отличие от своих собратьев — недвижимых болванов — Прогресс всегда куда-то движется. А впереди гордо вышагивает Наука — та, которая должна равнять ему тропы. Тщась превратиться в единое мировоззрение, она в то же время дробится на все растущее количество мало связанных между собой дисциплин.

 …И движется бедный Прогресс, как в сказке, «по оврагам да буеракам».
Вопреки мечтаниям великих умов, ослепленных Просвещением, удовлетворение базовых потребностей не принесло человеку спокойствия, а научно-техническая революция — облегчения труда. Удовлетворение одних потребностей порождает другие; машины, вместо того, чтобы облегчать участь человека, используются для выдавливания из него как можно большего количества продукции. Это поняли еще луддиты, начавшие громить свои станки.
За условиями труда постепенно улучшилось и качество жизни. Если раньше человек вкладывал все свои силы в производство просто для того, чтобы выжить, то в наши дни значительную роль играет мотив престижа: больше зарабатывать, чтобы больше потреблять и благодаря этому казаться «успешным».

Необузданный рост производства во имя потакания слабостям и потакание слабостям во имя роста, став принципами движения человечества вперед, привели мир на грань экологической и социальной катастрофы.
Чтобы ответить на новые вызовы, Прогрессу пришлось немного изменить свой облик — по крайней мере, внешний. Торчащие на загривке заводские трубы прикрыл бутафорскими цветочками, в некоторых местах подкрасился зеленой краской и взял красивое псевдо. Наименовавшись Устойчивым Развитием, он якобы стал еще и триединым: экономическим, экологическим, социальным. Соединить эти «ипостаси» пока не удается — ориентированная на расширение, экономика не может прекратить нерациональный рост использования ресурсов, загрязнение окружающей среды, а также решить вопиющие гуманитарные проблемы.
Кроме замусоривания планеты в условиях информационного общества происходит замусоривание сознания.

Сегодня среднестатистический человек пропускает сквозь себя в сотни раз больше информации, чем несколько веков назад. Самое первое и самое банальное — ее избыток перегружает мозг.
Второе: больше воспринимать не означает больше знать. Информация становится знанием только когда она — путем многократного осмысления — превращается в одно целое с человеком. О каком знании можно говорить, если человек, не успев толком даже осмыслить свой собственный вопрос, с помощью нескольких кликов компьютерной мышкой находит на него несколько тысяч ответов — предельно сжатых (чтобы не было «многабукаф») и предельно поверхностных. А чего стоят брошюры из разряда «Философия Канта за полчаса»!
Наконец, проблема состоит не только в избытке информации, а еще и в том, что большая ее часть — как и большая часть других товаров, производимых (пост) капиталистической экономикой, — является обычным хламом.
Массы всегда требовали зрелищ и получали их. Но еще никогда в истории зрелища не вываливались на человека в таких количествах — в виде рекламы, разнообразных шоу, ширпотребных фильмов. Отображая заниженную массовую шкалу «ценностей», современный медиапродукт работает на дальнейшее ее снижение: лишенный идеалов и провозглашенный идеалом сам для себя, человек неизбежно деградирует, ныряя все глубже в пучину служения собственным страстям. Рынок отвечает на это приспособлением — и так далее.
Люди все больше размышляют над «смыслом жизни». Появляется прекрасная почва для процветания разнообразных эзотерических суррогатов, призванных «гармонизировать» человека, а другими словами — обеспечить ему максимальный душевный комфорт в условиях комфорта материального. Именно то, о чем писал апостол Павел: будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4, 3).

Набирающая силу «новая духовность» имеет сильный экуменический пафос. Она несет не меч, но мир. Истина превращается в понятие относительное — если она не служит благоденствию или не способствует примирению разных социальных групп, ее можно попросту «отменить». Например — разрешить венчание гомосексуалистов, как это сделали в некоторых «церквах». Формирование сатанинской «религии будущего», о котором говорил отец Серафим (Роуз), становится все более очевидным…
Постматериализм означает не отказ от старых идей, а проникновение их на более глубокий уровень — «материализацию» духовности. Если раньше Прогресс, опираясь на Науку, попросту отрицал Религию, то сегодня он пытается поставить ее себе на службу.
Сомнительно, что новые ценности в скором времени станут достоянием всего человечества. Во-первых, для этого необходимо, чтобы оно превратилось в один-единственный гиперэтнос, а глобализация пока не достигла таких масштабов. Во-вторых — постматериализм характерен, в первую очередь, для экономически развитых обществ.
Но что будет, если утопия все-таки получится? Если одним махом разрешатся все экологические и социальные проблемы? Скорее всего, произойдет окончательная моральная и духовная деградация. Ведь без Бога во главе человечество способно «прогрессировать» (или «устойчиво развиваться») только в одну сторону. Тем более если оно уверено в своей безопасности. И тем более — в условиях информационно-мусорной атаки.
Невзирая на то, что люди — наконец-то! — оглянулись по сторонам и увидели последствия собственной алчности, мир до сих пор продолжает барахтаться на поверхности. Ведь причины всех бед творения — в его оторванности от Творца. В поисках настоящей Истины надо «нырять» вглубь — чтобы выстроить жизнь вокруг нее, а не склеивать плавающие на волнах мелкие истинки в попытках достичь иллюзорной гармонии. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, все остальное приложится вам (Мф. 6, 33). Человечество делает наоборот — ищет «всего остального», сочиняя свою собственную правду.
И движется Прогресс дальше — по оврагам да буеракам.


Сергей Турович

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »