Среда, 27 Января, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Сельская школа на распутье


По весьма злободневной теме о закрытии на селе так называемых малокомплектных школ, что актуально и для Рузского района Московской области, высказался губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
Напомним, что закрытие школ делается на основе так называемого нормативно-подушевого финансирования, когда средства существующим школам выделяются в зависимости от численности учеников. На этом «основании» все малокомплектные школы сразу попадают «под сокращение». К чему это приводит, со всей очевидностью проявилось в Лукояновском районе Нижегородской области, где к началу нынешнего учебного года были вынуждены из 900 учеников примерно четвертую часть их возить из 25 деревень, где такие школы ранее закрылись. Эти ребята пополнили учебный «контингент» в 11 школах, расположенных в более крупных населенных пунктах.

 При этом мы не говорим о тех дополнительных сложностях, которые связаны с переездами школьников по сельским дорогам, которые никогда не блистали благоустроенностью. Добавим лишь, что с закрытием школ на селе нередко рушатся местные хозяйства, поскольку отсюда люди стараются уехать туда, где можно на месте учить своих детей.
Эта жизненная ситуация, похоже, теперь до предела обострилась у нижегородцев. Во всяком случае, на одном из последних заседаний областного законодательного собрания, где губернатор Валерий Шанцев выступал с отчетом о работе правительства за прошлый год, ему пришлось отвечать на весьма острые вопросы депутатов. По сообщению губернатора, в минувшем году в области было сокращено 128 малокомплектных школ в сельской местности. При этом 38 комплексов «школа — детский сад» реорганизованы в дошкольные общеобразовательные учреждения, а 22 небольшие школы присоединены к базовым, более крупным школам. 68 школ были закрыты по решению сходов граждан сел и деревень. «По словам губернатора, там жители могли и не принять таких решений, но жизненная ситуация была, повидимому, настолько очевидной, что иного выхода просто у людей не было.
На этом фоне несколько утешительным выглядит тот факт, что одновременно удалось сохранить в сельской местности 61 малокомплектную школу. Обычно это делается на том основании, что в таких небольших школах стараниями местных властей и учителей созданы все условия для получения ребятами полноценного образования. Либо есть еще одна, не менее веская причина, когда из-за больших расстояний нецелесообразно возить детей в другие крупные школы. Во всяком случае, по утверждению губернатора, в каждой ситуации властям приходится досконально разбираться, учитывать местные особенности каждого учебного заведения при решении его дальнейшей судьбы. «Если малокомплектная школа дает нормальное образование, мы стараемся такие учебные заведения сохранить», — подчеркнул губернатор Шанцев.
При поездках губернатора в селах и деревнях к нему нередко обращаются жители с просьбой сохранить местное учебное заведение. При этом губернатор советует людям собраться на сельский сход и принять обстоятельное, взвешенное решение по этому вопросу. Но заранее предупреждает — если выпускник такой школы почему-либо не сумеет впоследствии сдать ЕГЭ, а вместо аттестата получит только справку, то родители таких ребят не должны винить никого, кроме самих себя…
— Куда деваться учителям, если малокомплектную школу все-таки закрывают? — спросил один из депутатов.
— Давайте вместе подумаем, — предложил губернатор. — Во-первых, у нас всегда есть на селе свободные вакансии. Кроме того, в области действует региональная программа, в рамках которой молодые специалисты — врачи, агрономы, зоотехники, работники культуры получают при оформлении на работу в сельской местности дома и легковые автомобили. Думается, можно предоставить такую возможность также учителям среднего возраста, которые переезжают на новые места при закрытии малокомплектных школ. Словом, варианты решений этой насущной проблемы имеются, надо постараться использовать эти возможности при решении кадровых проблем на селе.
Не станем делать особого секрета — чаще всего малокомплектную школу в селе или деревне удается отстоять, уберечь от закрытия, если на ее защиту активно встают все жители. К примеру, в большом глубинном селе Мадаево Починковского района в свое время закрыли участковую больницу. Раньше в ней лечились жители нескольких соседних населенных пунктов. Вместо бывшей участковой больницы оставили теперь дневной стационар всего на восемь коек, что сегодня вызывает возражения жителей. Кроме того, закрылся тут молокозавод, перестала работать пекарня. Правда, местное хозяйство благодаря стараниям его руководителя А. Сурова нормально развивается, тут сохранились фермы, неплохо провели посевную.
Когда в Мадаево чиновники попытались закрыть местную школу, жители дружно встали на ее защиту. Писали во все инстанции, посылали ходоков в область. Представьте, школу свою люди отстояли — правда, пока ее оставили в селе на год, так сказать, для выяснения всех обстоятельств. Но жители и тому рады — ведь в школе занимаются более 60 ребят, которых пришлось бы возить на большие расстояния в другие школы района.
Более тревожная ситуация в селе Пузская слобода, где школа тоже пока уцелела, но над ней висит угроза закрытия в следующем году. Правда, тут оставляют девятилетку, что никак не устраивает местных жителей.

По весьма острому сценарию продолжают разворачиваться события вокруг закрытия школы в селе Маресево. Жители, что называется, грудью поднялись на ее защиту. Инициаторами с самого начала были родители, которые протестовали против решения чиновников. Потом в селе провели сход граждан, о решении которого совсем не трудно догадаться. Недавно от районной администрации получен ответ — школу оставляют в селе еще на год. Потому жители намерены и дальше отстаивать свою школу, без которой трудно представить нормальную жизнь на селе. Во всяком случае, директор школы А. И. Петрунина не теряет оптимизма, верит в здравый смысл при принятии окончательного решения по дальнейшей судьбе своей школы.
В летние каникулы, по ее словам, школа полна ребят. Сперва тут работал школьный лагерь отдыха, а теперь по специальному графику старшеклассники трудятся на пришкольном участке. Здесь выращивают картошку, разные овощи, которые осенью будут заложены на хранение, а потом пойдут на удешевление обедов для ребят. По вечерам на школьном дворе ребята играют в волейбол, гоняют по футбольному полю мяч. Если школу по чиновничьему велению закроют, ребятам в большом селе просто нечем будет заняться…


Анатолий Ершов

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »