Пятница, 14 Августа, 2020 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

"Молочные" парадоксы


Сегодня на рынке такого важного для России продукта — молока — сложилась парадоксальная ситуация, считает Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного Союза России. Рост потребления и общего спроса на товары молочной группы стабильный, и в 2010 году он достиг беспрецедентной цифры в 14 процентов.
Однако этот рост спровоцирован не увеличением производства, как можно было ожидать, а скачком цен. За последние четыре года молоко подорожало почти в три раза и, таким образом, перестало быть товаром, доступным для всех социальных групп. Засуха 2010 года только усугубила ситуацию, а о розничных ценах этой осенью не говорил только ленивый.

К чему это ведет? На данный момент цена российского цельного молока со средним содержанием жира и белка составляет около 18 рублей за килограмм, тогда как на мировом рынке молоко стоит в среднем 32 евроцента (это чуть больше 11 рублей). Диспаритет цен приводит к тому, что наши производители уже неконкурентоспособны на внутреннем рынке в таких сегментах, как сыры, сливочное масло и сухое молоко.
Но, что самое интересное, даже при таких ценах находятся те, кто утверждает, что молочное животноводство в России нерентабельно. Находятся люди, и в немалом количестве, которые при любой цене — и при девяти рублях за килограмм, и при 12, и при 20 — говорят, что на каждом литре теряют по два рубля.
Почему же сегодня есть предприятия с 60–80 процентной рентабельностью, и есть вечно жалующиеся на свою судьбу производители? На мой взгляд, молочное животноводство в России сегодня одна из самых низкотехнологичных отраслей. И дело здесь даже не в наличии или отсутствии современных полок и доильных аппаратов, дело — в слабом менеджменте. Многие руководители и специалисты высшего звена просто не знают основных технологических процессов и законов рынка.
Россия на данный момент является, возможно, единственной развитой страной, где сохраняются такие серьезные сезонные колебания цен на молочную продукцию. Хотя производить больше молока зимой, когда оно стоит дороже, и меньше летом, когда оно стоит дешевле, технологически научились много лет назад. Можно порадоваться за наших свиноводов и птицеводов, которые давно не зависят от сезонности, а маржа в этом секторе у всех стабильная и примерно одинаковая. Сегодня на любом российском свинокомплексе, на любой яичной или бройлерной фабрике технологии отработаны до такой степени, что ничем не отличаются от тех, что применяют на аналогичных предприятиях Европы и Америки. Это позволяет нашим свиноводам и птицеводам стабильно выпускать конкурентоспособный продукт заданного качества.
А вот в молочном животноводстве пренебрежение технологическими правилами распространено до непозволительного уровня. И, к сожалению, осознания, что корень всех проблем лежит именно в технологии, пока не наступило. Хотя молочное животноводство объективно самовоспроизводимая рентабельная отрасль и имеет все условия для устойчивого развития практически на всей территории России. Почему же молочники до сих пор не сели и не подумали, как им в XXI веке избежать ситуации, когда пик производства приходится на момент наименьшего спроса?
При этом нужно отметить, что даже стабильное повышение потребления молока и молочных продуктов в последние годы не сократило нашего отставания в подушевом потреблении. Северные европейские страны, такие как Финляндия, Германия, Ирландия, потребляют в год свыше 100 килограммов молока на человека, а в России этот показатель не достигает и 70 килограммов. Потребление молочных продуктов у нас в стране значительно ниже рекомендованных еще в советское время норм, и это негативно сказывается на здоровье нации. Уровень лояльности россиян к этому продукту настолько высок, что возможностей для успешного бизнеса здесь, вероятно, больше, чем где бы то ни было в сельском хозяйстве. Дело — за руководителями предприятий, которые должны изменить свой подход и пересмотреть ситуацию, чтобы производство молока не было убыточным.

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »