Вторник, 4 Октября, 2022 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Кому должны принадлежать кремлевские соборы: церкви или государству?


 

Кому должны принадлежать кремлевские соборы:

церкви или государству?

 

В среду, 15 сентября на слушаниях в Государственной думе РФ выступил президент агрохолдинга «Русское молоко» Василий Вадимович Бойко-Великий. Речь шла о проекте федерального Закона по передаче религиозного имущества, находящегося в государственной собственности религиозным организациям. Приводим полный текст этого выступления.

 

Кому должны принадлежать кремлевские соборы: церкви или государству?

 

— Уважаемые господа, государство Российское тысячелетиями созижделось верой православной, верой в Господа нашего Иисуса Христа. Народ русский веками создавал нашу страну именно на принципах христианского мировоззрения. За тысячу лет были воздвигнуты замечательные памятники: часовни, храмы, соборы, монастыри. Было явлено миру удивительное искусство иконописи, храмовой фрески, мозаики, духовной книжной миниатюры, художественной пластики в церковной утвари, по своим лучшим произведениям никогда и нигде не превзойденное. Все это национальное богатство не могло и не может существовать в отрыве от Церкви Христовой.

 

Мы очень благодарны многочисленным музейным работникам, которые десятилетия во времена богоборческой власти сохраняли эти творения. Увы, сохранить удалось далеко не все. Взорваны и разрушены тысячи храмов, уничтожены десятки тысяч богослужебных книг, сотни тысяч икон проданы за границу. То, что осталось у нас сейчас — лишь малая часть того, что было. И мы, конечно, должны бережно относиться к этому поистине национальному богатству. Оно всегда существовало для народа русского, для Христианской Церкви, и не может существовать в отрыве от Церкви.

 

Мне очень понравилось глубокое и всестороннее выступление руководителя кремлевских музеев Елены Юрьевны Гагариной. Она глубоко и проникновенно говорила о сохранении памятников российских, и задала правильный вопрос: «Как же так, кто может считаться собственником Успенского собора Московского Кремля, ведь построен он был на деньги Великого Князя Ивана III и всей великокняжеской семьи? Может ли он считаться собственностью Церкви?» Ответ на этот правильный вопрос — ясный и недвусмысленный: да, может и должен считаться собственностью Русской Православной Церкви!

 

И вот почему. Великий Князь Московский и всея Руси Иван III, как и другие государи московские, был не только главой государства, но и главой Русской Православной Церкви. Конечно, мистической главой Церкви Земной и Небесной является Иисус Христос, а мы все христиане — ее члены, но конкретным помазанником Божьим и руководителем, как русского государства, так и поместной Русской Православной Церкви со времени Великого Князя Василия II являлись государи русские: великие князья, а впоследствии цари и императоры.

 

Великий Князь Василий II в 1439 году отверг флорентийскую унию, отверг измену Православию, допущенную Константинопольским Патриархом и Константинопольскими епископами. С тех пор и митрополиты, и епископы назначались только по представлению Великого Князя — Государя Земли Русской, а впоследствии царя и императора. В основных законах Российской империи государь Павел I сформулировал такое положение как естественную норму закона. Поэтому все церковное имущество, которое создавалось на деньги государства не отделенного, а соединенного с Церковью Христовой, было и есть имущество Церкви. Все, что создавалось великими князьями, царями и императорами на их личные средства и деньги, было и есть имущество Церкви Христовой, Русской Православной Церкви.

 

Российское государство со времени Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича существовало нераздельно и едино с Русской Православной Церковью. Для русского, российского человека во все века главное было — жить по правде Божией. И сейчас, когда стоит вопрос о том, чья же это собственность — наши храмы, иконы, церковная утварь, книги? — однозначно ответ простой: по правде Божией это — собственность Русской Православной Церкви.

 

Люди, которые сейчас используют храмы, различные церковные здания, недвижимое, да и движимое церковное имущество не по назначению, должны понимать и осознавать, что если они этим имуществом пользуются, а не просто хранят, то они напрямую причастны к святотатству, даже если они сами лично к изъятию этого имущества отношения не имели. Те иконы, которые находятся во многих светских музеях и на территории России, и за рубежом, в подавляющем большинстве — ворованное и награбленное имущество из конкретных храмов и монастырей.

 

Еще раз могу повторить: мы, христиане, очень благодарны за сохранение музейными работниками наших святынь, и считаем возможным найти взаимно правильное решение для дальнейшего сохранения их и для нас, христиан, и для всех наших соотечественников. Эти святыни, несомненно, должны войти в действующие храмы, должны быть доступны для поклонения народу российскому, должны быть доступны и верующим, и тем, кто еще на пути к вере, — всем, кому дорого русское национальное искусство. Поэтому здесь не только возможен, но и необходим союз между нашей Церковью и музейными работниками. Но в вопросах собственности ответ однозначный: это — собственность Церкви, собственность христианского народа.

 

Поэтому в закон имеет смысл ввести не право пользования Русской Православной Церковью музейными иконами, храмами, имеющими музейное значение, а право совместной собственности (Глава 16 Гражданского кодекса России), которое давно существует в нашем законодательстве. Должны быть на равных собственниками и государство в лице музейных учреждений, и Русская Православная Церковь. Это правильный и логический выбор для сохранения нашего национального достояния. Некоторые музейные работники высказывают опасения, что древние иконы, помещенные в храм, могут оказаться в ненадлежащем хранении.

 

Но многие священнослужители и мы, христиане, прекрасно знаем, что в запасниках большинства российских музеев, особенно провинциальных, да и некоторых столичных, условия для хранения икон, как правило, весьма плачевные, и очень многие иконы гибнут и разрушаются в музейных хранилищах, а порой и исчезают оттуда. Все запасники музеев должны быть раскрыты, и все хранящиеся там иконы и церковная утварь должны быть переданы Русской Православной Церкви, раз музеи не могут выставить их на всеобщее обозрение, не могут порой обеспечить надлежащего их хранения. Нельзя держать церковную святыню под спудом! Это великий грех и перед Богом, и перед самой святыней, и перед верующим народом.

 

Форма совместной собственности позволяет и обязывает государство выделять полное финансирование на сохранение национального достояния, национальных памятников, будь то иконы, церковная утварь или храмы. В нынешнем положении одна Русская Православная Церковь сама по себе, конечно, не может восстановить все разрушенное в годы богоборческой власти, помочь ей в этом — обязанность государства. Государство должно выделить полное финансирование на восстановление всех художественных и исторических памятников в течение ближайших нескольких лет. Форма совместной собственности позволяет это сделать на законном основании.

 

Для нас, православных, кощунственно, когда какой-либо храм, где в алтаре до скончания века пребывает Ангел Престола, используется для иных, не богослужебных целей, не для целей прославления Господа нашего Иисуса Христа. Православные верующие, воцерковленные люди, знают, что существует и мистическая проблема, когда в алтаре недействующего храма, например, устраивается экспозиция. Миряне по неведению могут входить туда через Царские Врата, что дозволительно только священнослужителям, топтаться на месте Престола, что непозволительно никому. И незримый Ангел Престола в наказание так же незримо поражает этих невольных кощунников вполне реальными болезнями и житейскими несчастьями.

 

Для примера можно привести экспозицию «Золотая кладовая» в Спасо-Евфимиевском Суздальском монастыре, где в алтарной части размещены наиболее ценные экспонаты.

 

Многие церковные предметы — напрестольные евангелия, апостолы, кресты, потиры, дискосы, звездицы, воздухи, лжицы, копия, антиминсы, наперсные священнические кресты — по Церковному уставу позволительно брать в руки только священнослужителям. По благословению священника — церковнослужителям, в исключительных случаях по особому благословению — мирянам. Это и церковный канон, и вместе с тем нормы исконно нашей тысячелетней духовной культуры. Большинство музейщиков обращаются с названными сакральными предметами без должного благоговения и внимания, как с обыкновенными экспонатами. Опять-таки такое кощунство по неведению также отражается на жизни человека различными бедами и несчастьями. От того, что такие церковные святыни в пору богоборчества стали музейными экспонатами, они не стали светскими предметами.

 

Наше сегодняшнее государство светское, но светское — не значит антирелигиозное, не значит, атеистическое. Атеизм — это лишь одна из форм религии, самая нижайшая, самая презренная. Поэтому государство обязано учитывать чувства верующих, учитывать то, что использование храма не по назначению, нахождение посторонних предметов в алтаре православного храма, допуск туда женщин без священнического благословения, использование сакральной утвари, использование икон не по их прямому назначению, это — оскорбление чувств верующих, антирелигиозная, богоборческая акция. Поэтому необходимо ускорить возврат всех, я подчеркиваю, всех храмов. И не только тех, что находятся в государственной и муниципальной собственности, но и тех, что в частной собственности. Необходимо принять отдельный закон об изъятии из частной собственности храмов и другого имущества религиозных организаций, которые по странному стечению обстоятельств оказались в частных руках. Для этого, конечно, необходимо принять отдельный закон, который предусматривает полную законную компенсацию частным лицам за изъятое у них церковное имущество.

 

Русская Православная Церковь во все века являла собой ревностный пример хранения национальных святынь. И сейчас повсеместно создаются церковные музеи, например, при храме Воскресения Христова в Кадашах в Москве, где собираются с московских строек зримые святыни и артефакты нашей тысячелетней истории. А также музей Троице-Сергиевой лавры, археологический кабинет московской Духовной академии, музей Храма Христа Спасителя и многие другие.

 

Надеюсь на восстановление исторической и национальной справедливости, признание Божьей правды, на то, что Русская Православная Церковь и работники музеев, большинство из которых — люди православные, будут работать рука об руку во славу Господа нашего Иисуса Христа, на благо народа русского.

 

 


Свод законов Российской Империи

 

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

О ВЕРЕ

 

62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания.

 

63. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной (ст. 62).

 

64. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. В сем смысле Император в акте о наследии Престола (от 5 апреля 1797 года) именуется Главою Церкви.

 

65. В Управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.

 

66. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского Государства, природные (а) и в подданство принятые (б), также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие (в), пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

 

67. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам (а): да все народы, в России пребывающие, славят Бога всемогущаго разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укреплении силы Империи (б).

 

68. Дела церковные Христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами, Верховною Властию к сему предназначенными.

 

По информации civil.consultant.ru



 

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »