Четверг, 28 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

«Смертельной угрозы не содержится»


Леонид Болотин:
«Смертельной угрозы не содержится»


Леонид БолотинЧестно говоря, меня крайне удивили резко критические высказывания нескольких высокопоставленных или просто известных священников по поводу обращения руководства предприятия «Русское молоко» к своим сотрудникам.

В западном религиозном обществе, которое именует себя «католической церковью», считается, что их «церковь» это — папа, кардиналы, епископы, священники, дьяконы, чтецы, алтарники. Миряне у них только пользователи этой институции, а «церковью», то есть членами, живыми органами «церкви» они не считаются. Может быть, это даже хорошо для их мирян.

В православной Церкви все — и духовенство, и церковнослужители, и миряне являются членами Христовой Церкви. Каждый служит Господу в своем иерархическом месте. И честный труд мирянина за стенами храма, труд, освященный с пастырским благословением, труд с молитвой, с совестным отношением к своему делу, тоже является Богослужением.

Конечно, Богослужение мирянина по духовной высоте не сопоставимо с Богослужением духовенства. Деятельность мирянина, как всякое Богослужение, не может обходиться без призывания имени Божьего, без испрашивания благословения у духовного отца.

В церковном священноначалии существует законная иерархия с различной степенью ответственности. Патриарх одно, епископ — другое, настоятель храма — третье, дьякон — еще меньшая степень, так и у мирян существует своя иерархия, например, в малой церкви, при равенстве перед Богом членов церкви-семьи существует особая ответственность отца и матери по сравнению со степенью ответственности детей и внуков.

Наиболее ярко эта иерархичность общества прослеживается в государственных отношениях, в армии, на эту иерархичность среди мирян указывает и апостол Павел, когда говорит о начальствах и властях. Такая иерархичность вполне законно по Божиему домостроительству присутствует и в производственных отношениях. Если рассматривать трудовой коллектив, состоящий в своем подавляющем большинстве из православных христиан, к нему применимы духовные обычаи крестьянской общины, трудовой артели, трудовой общины. Для них был традиционно характерен патернализм (с латыни paternus — отцовский, отеческий), что выражалось в покровительстве, опеке старшего по отношению к младшим, подопечным; а также в уважении младших по отношению к старшим. В трудовых отношениях патернализм предполагает систему дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счет предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности.

Невозможно себе представить себе дореволюционную русскую артель или крестьянскую общину, в которой не только старшины, но и рядовые члены мирились бы с наличием в своей среде людей, живущих в нецерковном браке.

Действие заботливого отца, заметившего чрезмерные ухаживания за его дочерью вправе потребовать прилюдно от парня вступить в законный духовный брак. Будет ли это принуждением? В церковном смысле, конечно же, нет! Ведь отец не угрожает смертью и мучительством молодому человеку, но взывает к его совести, опираясь на общественную поддержку.

Уподоблялись отеческому попечению о младших и старшины трудовой артели, заботясь о процветании общинного труда, они не стали бы терпеть духовного беззакония среди некоторых трудников, поскольку беззаконие сказывается на результативности труда всей общины. Западнический индивидуалистический подход тут неприемлем. Кстати, патернализм характерен для современных трудовых отношений в процветающих Японии, Южной Корее, Сингапуре, Китае.

В данном случае, поскольку речь идет о побуждении к совершению церковного таинства брака, необходимо обращаться именно к церковно-славянскому значению понятия «принуждение». В полном церковно-славянском словаре отца Григория Дьяченко читаем: «Нужда — (βία) — принуждение, насилие (3 Макк. 3, 10); (ανάγκη), боязнь, опасение (2 Макк 6, 1; 15, 2; 1 Цар. 22, 2); опасность, мука, мучение, беда (3 Ездр. 4, 42). Нуждею, или с нуждею, принужденно (1 Петр. 5, 2); (βία), насильственно (1 Макк. 6, 63)» (С. 358)».

Никакого реального, жизненного насилия, смертельной угрозы обращение руководителей предприятия «Русское молоко» не содержит. Принуждали святых мучеников отрекаться от веры — под угрозой пыток и казни. Вот это принуждение! А здесь ясные трудовые взаимоотношения. В этой статье Василий Вадимович Бойко-Великий очень толково разъяснил позицию руководства предприятия «Русское молоко».

К сожалению, среди некоторых современных православных священников, воспитанных на социальных духовных ценностях западного мира, обнаруживается двойной стандарт. Все, что относится к собственно священнической иерархии, они называют церковной иерархией и тем самым они отсекают от церкви церковные же иерархические отношения среди мирян.

По этой шкале отношений — миряне — нечто низшее и равное между собой — бесформенная масса, а организованная иерархичность, по их мнению, существует только среди духовенства. Конечно, такими батюшками это прямо не декларируется, чтобы не навлечь на себя обвинение в «католицизме», но фактически такой подход наличествует. Можно назвать его кастовым, корпоративным превозношением. Это личные грехи, и не
нам их судить, но такой подход мешает духовным лицам видеть подлинные церковные отношения в среде верующих мирян, понимать степень ответственности начальствующих перед подчиненными и подопечными. Отсюда возникаю совершенно праздные, духовно необоснованные обвинения в «фарисействе», в «ревности не по разуму»…

При этом подобные батюшки совершенно не чувствуют, не осознают, не понимают своей ответственности перед простыми людьми, о которых они якобы проявляют заботу, критикуя Бойко-Великого. Демагогически апеллируя к «свободе воли», они не ведают и не хотят ведать, к каким последствия это приведет в конкретных судьбах простых людей. Побуждающий призыв они обернули «принуждением», якобы нарушением канонов, а на самом деле они беспокоятся о возможном умалении их «монополизма» в решении жизненных духовных вопросов. Нет бы порадоваться — меньше будет абортов, а, значит, и больше рождений, и крестин, больше освященных церковью браков.


Справка «РК»

Леонид Болотин

Известный православный публицист и общественный деятель. Родился 5 декабря 1957 года в Ташкенте в русской семье журналиста Евгения Михайловича Болотина и преподавательницы русского языка и литературы Ларисы Сергеевны, урожденной Пахоменко. С малых лет Леонид увлекался отечественной историей и литературными опытами. Окончив в 1980 году факультет журналистики МГУ, работал сотрудником различных газет и журналов. Несколько лет назад закончил исторический факультет МГУ.

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »