Понедельник, 28 Сентября, 2020 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Как найти смысл в страдании


 

Как найти смысл в страдании

 

Как найти смысл в страданииУже много лет в Москве работает служба добровольцев «Милосердие». Волонтеры помогают сиротам, бездомным, заключенным. Не остаются без внимания и инвалиды. Каковы особенности работы именно с ними? Насколько успешно проходит их интеграция в нормальную жизнь в сегодняшней Москве? На эти и другие вопросы отвечает руководитель православной службы «Милосердие», член Координационного совета по делам инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности при главе правительства Москвы протоиерей Аркадий Шатов.

 

- Насколько реальна сегодня интеграция инвалидов в обычную жизнь в Москве?

 

- Я являюсь членом Координационного Совета по делам инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности при мэре Москвы. На его заседаниях постоянно говорится о том, что все учреждения - школы, музеи, больницы - должны быть оборудованы всем необходимым для людей с ограниченными возможностями: пандусами, подъемниками, стоянками. Но пока это только устремления в будущее. До Европы нам в этом плане еще очень далеко. Помощь инвалиду у нас сегодня чем-то напоминает пунктирную линию - например, снабдили какое-нибудь здание буквально всем необходимым, а вот специальную стоянку сделать забыли.

 

- Какие еще направления интеграции инвалидов в общество существуют?

 

- Необходимо перевести множество книг на шрифт Брайля. Конечно, сейчас есть компьютерные программы, способные озвучивать любой текст. Но едва ли человек сможет долго слушать механический голос, который коряво произносит слова, неизбежно допуская ошибки. И в этом плане очень позитивной является тенденция к более широкому распространению аудиокниг. Еще важно дать инвалиду возможность реализовываться творчески. Например, общество добровольцев «Милосердие» создало виртуальный магазин www.milodar.ru, где инвалиды могут продавать свои работы.

 

- В чем заключается работа с инвалидами на практике?

 

- Зависит от конкретного случая. Люди приходят к нам и сами выбирают, каким образом они будут помогать. Наша задача - предоставить им как можно более широкие возможности участия в деятельности нашего общества. У нас есть социальные центры, где живут инвалиды. А к некоторым инвалидам нужно ездить домой. Есть пожилые и молодые люди. Каждый раз формат работы определяется на месте: кого-то нужно вывести погулять, кому-то купить продуктов, кому-то убраться в квартире, а кому-то все сразу.

 

Любой больной больше всего нуждается в человеческом общении. И здесь, кстати, возникает проблема: мы, к сожалению, не всегда можем удовлетворить потребность в этом общении - у добровольцев, как ни крути, остается своя жизнь. А очень часто бывает, что больные, которым мы помогаем, начинают предъявлять какие-то особенные права на того или иного волонтера, требуют, чтобы он приходил к нему чаще, чем к другим. Может, даже специально преувеличивают свои нужды. Они нуждаются в любви, им хочется, чтобы помогали только им.

 

- Как должен работать волонтер с больным?

 

- Это удивительно точно сформулировал отец Иоанн (Крестьянкин), когда учил, как должны работать сестры милосердия. По его словам, нужно помочь больному научиться любить свою болезнь. То есть главная задача - это помочь человеку понять смысл собственного страдания. Очень часто люди страдающие не примирены с Богом. Они обижены на весь мир и не понимают, почему именно с ними это произошло, почему у всех есть глаза, уши и ноги, а у них нет. И человеку нужно помочь решить эту проблему.

 

- И каким образом можно это сделать?

 

- Сделать это можно только тот, кто сам решил эту проблему для себя. Дело в том, что в каком-то смысле мы все - инвалиды, то есть чего-то лишены. У кого-то нет голоса, чтобы петь на сцене. Кто-то не пользуется популярностью у противоположного пола. Кто-то хочет быть журналистом, но нет способностей писать тексты. И помочь инвалиду примириться с болезнью может только тот, кто сам для себя понял: «Мне Богом дано ровно то, что дано - не больше, не меньше. И в этом есть промысел Божий». Это и означает примиренность с Богом.

Среди воцерковленных людей сегодня не так уж много тех, кто смирил себя и примирился с Богом. Но если у человека есть этот мирный дух, то он может помочь инвалиду примириться с собственной болезнью.

 

- Трудно, наверное, найти правильные слова?

 

- Слова здесь не помогут. Нельзя прийти и прямо с порога заявить: «Дорогой, вот у тебя нет глаз, ну так это от Бога, это промысел, так что смирись…» Это, разумеется, будет жестоко и неправильно. Но в наших силах сделать так, чтобы человек понял это сам - изнутри. Для этого иногда нужно просто присутствовать рядом. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Когда встречаешь такого человека с мирным духом, попадаешь в поле его души и того мира, который в ней есть, и твои проблемы уходят, потому что ты сам начинаешь все понимать. Конечно, среди наших добровольцев нет подобных благодатных старцев. Но все-таки они об этом слышат и стараются помнить. И являют собой то главное, что может один человек дать другому, - любовь.

 

- Можем ли мы говорить, что работа с инвалидами - прерогатива исключительно верующих?

 

- Разумеется, нет. У нас среди волонтеров есть и неверующие, и агностики, но они точно так же очень активно помогают. Во-первых, любой человек - и верующий, и неверующий - для себя решает проблему одиночества и страдания в мире, а во-вторых, у некоторых людей добро, живущее в душе, не связано с вероисповеданием.

 

- Но получается, что неверующий не может выполнить главную задачу?

 

-  Главную - понять смысл жизни, - нет. Но не знающий Христа, не верующий в любовь, не обращающийся с молитвой к Богу, но сострадающий чужому горю может быть милосердным и может помочь другим справиться с отчаянием, унынием, облегчить страдания, не дать умереть. Если человек делает добро, он приближается к Богу и Бог открывается ему.

 

- Выходит, что если человек начинает больше служить другим, ему легче воцерковиться, стать верующим?

 

- Конечно.

 

- Снимает ли попытка помочь больному примириться с болезнью необходимость интеграции инвалида в социальную жизнь?

 

- Конечно же, нет! Нельзя же сказать человеку: «Ты больной, не можешь видеть, слышать, передвигаться, так что смирись с этим». Разумеется, нужно помочь ему обрести большее житейское и бытовое пространство. И это ответ на вопрос о том, что является главным в работе с инвалидами - общение или физическая помощь. Если неравнодушие не выражается в конкретных делах, то это всего лишь лицемерие.

 

Вместе с тем, важно дать инвалиду понять, что равные возможности - недостижимы в принципе, причем как для больных, так и для здоровых. Можно сделать инвалиду механические руки, можно дать ему возможность видеть или слышать музыку с помощью каких-то электронных аппаратов, но все равно он не сможет не чувствовать себя ущербным: аппараты будут ломаться и затруднять жизнь. Так и любой здоровый человек, если посмотрит вокруг и попытается сравнить себя с окружающими, то увидит, что у них обязательно есть что-то, чего нет и никогда не будет у него.

Наши возможности равны только перед Богом. И если инвалид в это поверит, то ему сразу станет намного легче. С Богом человек гораздо меньше нуждается в чужой помощи: решается проблема одиночества, любви и страдания. И если рассуждать с позиции добровольца, то привести больного к Богу - значит исполнять христианскую миссию: служить Христу и вовлекать в это служение окружающих.

 

Подготовил Олег Казаков.

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »