Суббота, 8 Мая, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

200 ЛЕТ ВЗЯТИЮ ПАРИЖА РУССКИМИ ВОЙСКАМИ ВО ГЛАВЕ С ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ I


В этом году мы отмечаем 200-летие со дня вступления союзных, и, прежде всего русских, войск в Париж.

Заграничные походы русской армии и «весна народов» явились логическим продолжением «грозы двенадцатого года»: только благодаря ей была создана антинаполеоновская коалиция, в которую объединились Россия, Пруссия, Австрия, Швеция, Англия.

В кампании 1813 года поражения для союзников чередовались победами: после неудачной Дрезденской битвы был Кульм, а затем – Битва народов под Лейпцигом, где Наполеон потерял в общей сложности 100 тысяч человек (убитыми и перешедшими на сторону врага). После разгрома наполеоновской армии при Лейпциге (18–19 октября 1813 года) союзники освободили Германию, Голландию, Испанию, Италию, и в ночь на 1 января 1814 года пересекли границу Франции. Но Наполеон не сдавался. Несмотря на численный перевес союзных войск, он наносил тяжелые удары: битвы при Шампобере, Монмирале, Шато-Тьерри и Вошане (26 января – 2 февраля по старому стилю 1814 года) закончились победами Наполеона. Однако союзникам удалось нанести поражение наполеоновским войскам при Лаоне 25–26 февраля (9–10 марта) и при Арси-сюр-Обе 8–9 (20–21) марта.

После этого под влиянием Императора Александра I союзники решились идти на Париж. Советник Александра I корсиканец Поццо ди Борго, личный враг Наполеона говорил тогда: «Военное могущество Наполеона еще очень велико. Но политического могущества Наполеона более не существует. Военный деспотизм был принят как благо на следующий день после революции, но ныне он стал нетерпим». И действительно, как во Франции, так и в Европе по приказу Наполеона были установлены новые административные нравы и полицейские порядки: поощрялось шпионство и доносы, практиковались вскрытие частной переписки, подслушивание разговоров, была введена строгая цензура, стеснена книжная торговля, повсюду шли бессудные расправы. Сама Франция устала от рекрутских наборов, реквизиций, кровопролитных войн.

100-тысячная армия союзников направилась на Париж, совершив искусный обходной маневр. Город защищал 45-тысячный гарнизон маршала Мармона. В битве при Фер-Шампенаузе 25 марта союзники разгромили части Мармона и Мортье. Оборонять Париж было нечем и некому. Столица Франции пребывала в страхе и трепете: все ждали свирепых русских казаков и страшной мести за спаленную Москву. Чтобы спасти столицу от ужаса боев и взятия, маршал Мармон в 3 часа утра 31 марта подписал капитуляцию. Наполеон бросился к столице, но было уже поздно. Париж приветствовал союзные войска, Сенат объявил Наполеона низложенным. 6 апреля французскому императору пришлось отречься. Мир пришел в многострадальную Европу.

Вступление союзных войск в Париж – всемирно-историческое событие, сравнимое со взятием Берлина в 1945 году. Почему?

Наполеоновские войны в известном смысле – пролог мировой войны, если не сама мировая война, поскольку его походы и завоевания шли на трех материках: в Европе, Азии и Африке. В ходе наполеоновских войн было убито около 3,5 миллиона человек – это треть от потерь в Первую мировую войну. Из этих 3,5 миллиона на долю Франции приходится 1,2 миллиона убитыми, остальные – это потери ее противников либо невольных союзников. Отметим, что в войнах с Францией погибло почти 300 тысяч наших сограждан.

С религиозной точки зрения низвержение Наполеона – это крах одного из предантихристовых проектов. Почему? Наполеон – образ безбожного и безнравственного человека последних времен, о котором так точно написал Пушкин:

…современный человек…

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

К религии Наполеон относился цинично и потребительски, считая ее лишь орудием для управления массами. А для своей всемирной империи он задумал не более и не менее как создание пан-религии. Вот что о нем говорит Святейший Синод в воззвании 1807 года: «В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой, проповедовал Алкоран Магометов, объявил себя защитником исповедания неверных последователей сего лжепророка мусульман, и торжественно показывал презрение свое к пастырям святой Церкви Христовой. Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и (о дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».

Наполеоновский атеизм – особого типа. Атеисты Французской революции воевали с Богом, подсознательно веря в Него, взыскуя от Него действия и справедливости. Наполеон Церковью манипулировал и пытался манипулировать Богом.

Наполеон – презритель человечества и циник. Он мог мило забыть армию в Египте и отделаться каламбуром: «От великого до смешного один шаг». Он мог спокойно шагать по трупам и не замечать их. «Что для меня 10 или 20 тысяч убитых?» – цинично бросил он в лицо Меттерниху, прибывшему летом 1813 года с предложениями почетного мира. Основное в нем – похоть всемирной власти. Когда он шел в роковой поход на Россию, он повторял: «Через четыре года я стану повелителем всего мира». И этот проект позорно рухнул под ударами русских православных штыков.

Что следует отметить в событиях весны 1814 года? Великодушие русского человека. Многие русские солдаты говорили, идя на Париж: «Здравствуй, батюшка Париж! Как ты ответишь за матушку Москву?» И, однако, был беспрекословно выполнен приказ Императора Александра I: никаких насилий и грабежей. И встает вопрос: кто был более цивилизован: русский ли солдат, с непокрытой головой стоявший во время мессы в память Людовика XVI, или французские офицеры, грабившие московские храмы и превращавшие их в конюшни?

Юный Пушкин писал:

- В Париже росс! – Где факел мщенья?

Поникни, Галлия, главой.

Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.

Вот в этом и сила, и величие русского православного человека, способного так возлюбить смертельных врагов своих. Ибо русский воин принес в 1814 году врагу «не гибель, но спасенье и благотворный мир земле».

Диакон Владимир Василик.


«Александровский стяг» вознесся над Петербургом

Форум, посвященный Первой Мировой, прошел во второй российской столице

Доброй традицией духовно-просветительского воспитания детей становится военно-исторический форум «Александровский стяг», который в четвертый раз прошел с 26 по 28 марта в Санкт-Петербурге при поддержке епархиального отдела по связям с казачеством.

На форум приехала 21 команда из регионов России. В основном, это воспитанники православных гимназий и учреждений, а также учащиеся образовательных школ.

После открытия форума в Синем зале Александро-Невской лавры участники представляли свои команды. На второй день ребята посетили Центральный военно-морской музей, где прошла защита конкурсных работ. Их оценивало жюри из ведущих историков и сотрудников музеев Санкт-Петербурга. Работы победителей будут опубликованы, что даст их авторам стимул для дальнейшей научной деятельности. 

Форум был посвящен Первой мировой войне, столетие с начала которой отмечается в этом году. На новом конкурсе «Долг памяти» команды рассказывали, что делают, чтобы сохранить память о героях. Об этом шла речь после экскурсии на крейсер «Аврора» и в Царском Селе, где 28 марта после литии на братском кладбище прошла военно-историческая реконструкция.

С большим удовольствием ребята участвовали в викторинах и подвижных играх, в том числе исконно русских, дающих возможность соприкоснуться с традициями своего народа. Завершился форум вручением призов и подарков.

- У многих ребят нет возможности побывать в Санкт-Петербурге, подробно познакомиться с ним, а через него - с историей православного Отечества. Участие в форуме - бесплатное. В гостиницах, где ночуют дети, с ними работают молодежные миссионеры, им показывают православные фильмы. Мы стараемся утвердить ребят в вере, а тех, кто не воцерковлен, знакомим с ней. Многие участвуют в форуме не первый год, кто-то приезжает просто помочь как волонтер, у нас царит дух любви и дружбы - складывается большой молодежный коллектив, - рассказал председатель «казачьего» отдела протоиерей Димитрий Василенков.

Следующий, пятый «Александровский стяг» пройдет в 2015 году и будет посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »