1000-летие памяти святого Князя Владимира, Крестителя Руси


28 июля — память равноапостольного Великого Князя Владимира, во святом крещении Василия. Празднование в этом году 1000-летия памяти святого князя Владимира, заложившего основы российской государственности, имеет особое значение на фоне нынешней внешнеполитической обстановки, и светские и церковные власти страны решили провести совместные мероприятия.

Святой равноапостольный Великий Князь Владимир был сыном Киевского князя Святослава и внуком святой равноапостольной Великой Княгини Ольги. Незадолго до смерти Князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, — землю Древлянскую, а младший, Владимир, — Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси.

Он осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами, и, таким образом распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. По примеру хазарских каганов (мусульман) у Князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц. Утвердив свою власть, Великий Князь Киевский Владимир всячески старался упрочить на Руси язычество — многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов, которым приносились жертвы.

Но душа князя, взыскуя истинную веру, не находила покоя. Владимир начал открыто сомневаться в истинности языческих божеств. Узнав об этом, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Владимир решил испытать каждую веру на месте, для чего избрал 10 мужей и послал их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление произвело на послов богослужение в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. «И не знаем мы — на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты», — рассказывали послы по возвращении в Киев.

В 987 году Князь Владимир захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, Князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения Князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении Князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с Царевной Анной. В качестве выкупа за жену Князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев Князь Владимир вернулся вместе с Княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

По возвращении в Киев Князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем Князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Некоторые киевляне принимали святое Крещение сразу, другие колебались. Великий Князь Владимир назначил определенный день всенародного крещения и объявил: «Аще кто необрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!» Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева. Большинство киевлян явилось на то место, где приток Днепра река Почайна сливается с Днепром. Таинство святого Крещения было совершено над множеством киевлян священнослужителями во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом.

После принятия христианства Князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Русские летописи сообщают, что Князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: «И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…» В храмах, устрояемых по велению князя, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном словянском языке, по книгам, которые еще за столетие до того были переведены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими. Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода, Смоленска, Полоцка, Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность Великого Князя Владимира простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев.

Труды великого князя Владимира и первых киевских митрополитов Михаила и Леонтия, верных его сподвижников, дали замечательные плоды. Уже к концу X века на Руси уже были свои епископы, священники и диаконы, значительно возросло количество грамотных людей всякого возраста и звания. Русь приобщалась к более передовой христианской культуре и цивилизации, вошла в семью христианских народов Европы.

После принятия крещения святой Великий Князь Владимир внутренне преобразился. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уставам — все это стало мерилом жизни и поведения великого князя. Слова Евангелия «блаженны милостивые» глубоко проникли в его душу. Заботясь о бедных, благотворя нуждающимся, упокоевая странников, он вскоре снискал всенародную любовь и по достоинству получил в народе ласковое прозвище «Владимир — Красное Солнышко».

Блаженная кончина святого равноапостольного Великого Князя Владимира наступила 28июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме. При великом князе Ярославе Мудром Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены. Честная глава его покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

Православие.ru