НА АЭРОДРОМЕ ВАТУЛИНО В БИТВЕ ЗА МОСКВУ


В ходе соревнований корреспондент «РК» побеседовал с почетным гостем чемпионата генерал-лейтенантом авиации в отставке Виталием Рыбалка. Именно аэродром в Ватулино стал ключевым этапом боевого пути летчика-истребителя, прошедшего всю Великую Отечественную войну. С ватулинского аэродрома тогда еще 19-летний сержант Виталий Рыбалка совершал боевые вылеты и бил врага.

Часто не числом, а уменьем. В этом году Виталий Викторович справил свой 90-летний юбилей. Годы оказались бессильными перед строгой военной выправкой заслуженного летчика, бывшего  в начале 42-го заместителем командира эскадрильи 122-го истребительного полка фронтовой авиации. Более 70 лет миновало с тех суровых пор. Но память Виталия Викторовича Рыбалка хранит мельчайшие подробности военных лет, как будто все это случилось только вчера.

— На фронт я попал сразу же после окончания Борисоглебской военной авиационной школы летчиков, — вспоминает Виталий Викторович. — В нее я поступил в 1940 году сразу же после школы. К тому времени уже имел кое-какой летный опыт. Еще учась в девятом классе, записался в аэроклуб Осоавиахима Бауманского района Москвы. Прозанимался год и получил право на пилотирование самолета У-2. Так что с юности все мои пути вели только в небо.

Борисоглебскую летную школу окончил в первые месяцы войны в звании сержанта. Первые боевые вылеты совершил с аэродрома в Барыбино (сейчас это территория Москвы, Домодедовский район — прим. ред.) на истребителе И-16. Потом краткосрочные курсы, на которых обучился пилотированию истребителя МиГ-3. В ходе битвы за Москву сержант Виталий Рыбалка сбил свой первый самолет, получил свою первую и самую дорогую для себя награду — медаль «За Отвагу». Было ему тогда 18 лет. А 22 ноября 1941 года 18-летний летчик впервые посмотрел в глаза смерти. О тех днях Виталий Викторович рассказывает просто:
— В районе Истры меня сбили во время штурмовки. Обстреляли, я тут же упал. Упал, буквально, на головы тех, кого и штурмовал. Немцы в погоню за мной бросились. Еле-еле ноги унес. Убежал. Молодой еще тогда был, шустрый…

12 дней и ночей Виталий Рыбалка добирался к своим. 5 декабря его обмороженного и истощенного нашли разведчики. Сейчас Виталий Викторович считает эту дату своим вторым днем рождения.

— На аэродром в Ватулино нашу часть перевели уже в конце Московской битвы, — продолжает свой рассказ Виталий Викторович. — Нашей задачей было обеспечение боевых операций штурмовиков. Ил-2 наносили удары по наземным целям противника. Это и аэродромы, и эшелоны, и колонны бронетехники, и другие цели. Скажу прямо, хотя к началу 1942 года враг был отброшен от Москвы и получил значительный урон, был он еще очень силен. Немецкие летчики оказались достойными противниками. Но и мы тоже не лыком шиты были. В память врезался один эпизод. Такое вообще забыть просто нельзя. Об этом еще тогда центральные газеты писали — бить врага не числом, а уменьем. Тогда мы сошлись с сильно превосходящими нас силами. Под моим командованием было четыре истребителя, у немцев в воздухе — более тридцати. Из боя мы вышли без потерь, а немец потерял пять машин. Но были потери и у нас. Меня сбили в районе Можайска. Совершал боевой вылет от Юхново до Гжатска, вдоль реки Угры. Немецкие зенитчики подкараулили. Тогда я получил ранение в голову. Вообще работать в то время приходилось много. До семи боевых вылетов за день случалось делать. Помню один такой случай. Вернулся с рассветом на аэродром в Ватулино. Это был мой третий или четвертый вылет подряд. Как был, так на поле под плоскостью и упал. Парашют под голову и спать. Тут прибыл комдив. Срочно надо на вылет, а лететь некому. Меня полковник тормошит за плечо: надо, Виталий, надо. Я уже тогда лейтенанта получил. А меня полковник просит. Надо, так надо…

С этими словами «надо» Виталий Викторович Рыбалка и прошел всю войну. Закончил ее уже в звании майора, в должности командира эскадрильи. После войны была учеба в Военно-воздушной академии в Монино, командование истребительным авиационным полком в Чечне, потом дивизией и корпусом на Дальнем Востоке. Снова учеба — в Академии Генерального штаба, командование 73-й воздушной армией Туркестанского военного округа. В течение всех этих послевоенных лет он руководил частями и соединениями, занимался обучением личного состава, одним из первых сел за штурвал реактивного аппарата. Отвечал за разработку методики, организацию и руководство авиационного обеспечения пусков и посадок космических аппаратов и управляемых космических кораблей с человеком на борту. После увольнения из рядов Вооруженных сил генерал-лейтенант Рыбалка участвовал в организации Московской Олимпиады 1980 года.

Сейчас Виталий Викторович возглавляет Совет ветеранов 2-й Воздушной армии в составе Московского Комитета ветеранов Великой Отечественной войны, активно занимается с подрастающим поколением, участвуя в работе комиссии по патриотическому воспитанию молодежи. Проводит исследования по истории отечественной авиации. 

Является составителем книги «Крылья Родины», «Командующий воздушных армий», кавалером орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны I степени. Удостоен многих других отечественных и иностранных наград.

Записал Алексей Гамзин 
В подготовке использовались материалы сайта выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. В. П. Чкалова www.bvvaul.ru