На крыльях славы


  В 1939 году в районе нынешней деревни Ватулино началось строительство военного аэродрома. Предназначался он для противовоздушной обороны Москвы с западного направления. Кроме аэродрома «Ватулино» также предполагалось создание сети аэродромов для авиации ПВО, расположенных в населенных пунктах Алферово, Чертаново, Медынь и других. Эти военные объекты могли действовать в любое время года, обеспечивали самолетам ПВО выполнение взлетов и посадок во время осенней и весенней распутицы, маскировку взлетно-посадочных полос под естественное поле.
В начале 1941 года в Ватулино базировались 12-й и 562-й истребительный авиаполки, оснащенные самолетами Як-1. Командовали данными соединениями майор Лысенко и майор Негода.
Впервые с этого аэродрома самолеты поднялись в воздух в конце июля 1941 года — на перехват вражеских бомбардировщиков, направлявшихся на Москву. В одном из таких воздушных боев, возможно, и был сбит советский самолет, останки пилотов которого были недавно найдены рузскими поисковиками.

В конце 1941 года, когда войска германского вермахта сильно продвинулись по направлению к столице нашей Родины, аэродром «Ватулино» был захвачен врагами. Фашисты разместили там бомбардировочноштурмовой полк. Каждый летный день наши бомбардировщики производили налеты на аэродром, но существенных результатов они не дали.
С успешным контрнаступлением Красной Армии под Москвой аэродром «Ватулино» снова заняли наши войска. C июля 1943 года на нем базировался 953-й штурмовой авиаполк самолетов Ил-2 под командованием майора С. Ф. Добрых. С него производились боевые вылеты на вражеские войска до конца 1943 года. С продвижением линии фронта на запад Ватулино утратило свое оперативное значение, и стало «аэродромом подскока».
После войны этот аэродром стал резервным. До 1986 года использовался как площадка для авиахимических работ в рамках применения авиации в народном хозяйстве. Около десяти лет назад деятельность аэродрома «Ватулино» была возобновлена для полетов легкомоторной авиации.
Останки членов экипажа самолета, разбившегося 21 августа 1941 года, были обнаружены бойцами рузского поискового отряда «Надежда» в лесу вблизи деревни Ястребово. После долгих и кропотливых исследований были установлены имена всех героических летчиков: командира воздушного судна Окуневича Андрея Алексеевича, штурмана Берштейна Льва Самуиловича и бортмеханика Богинского Евгения Эдуардовича.
Самолет доставлял на передовую восемь тонн боеприпасов. В воздухе его, скорее всего, подбили. Летчик попытался приземлиться, но до поля не дотянул. Воздушное судно рухнуло в лесу у деревни Ястребово. Так уж случилось, что единственная женщина на борту, связистка, успела выпрыгнуть с парашютом. Она и рассказала о катастрофе местным жителям. Пилотов похоронили на месте крушения, но со временем людей, которые помнили об этой аварии, почти не осталось.
И все-таки поисковикам удалось найти ниточку, которая привела их к месту гибели летчиков. Помог один из местных жителей — он показал место крушения военного самолета. Раскопки дали результаты: вместе с частями обшивки судна, обломками приборов и огнетушителей в земле покоились и останки троих пилотов. По чудом сохранившейся на лесной могиле табличке бойцы отряда «Надежда» установили личность командира — Андрея Окуневича, уроженца города Спас-Деменск Калужской области. Поисковики не оставляют попыток найти и родственников штурмана Льва Берштейна и бортмеханика Евгения Богинского.
Летчиков, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей страны, похоронили с воинскими и религиозными почестями у подножия памятника в деревне Ватулино, рядом с могилами других советских летчиков и красноармейцев. Участие в торжественной церемонии принимали глава Рузского района Олег Якунин, председатель районного Совета ветеранов Валерий Юхимович, ветераны Великой Отечественной войны, студенты и школьники, члены поискового отряда «Надежда». В честь этого события состоялось выступление пилотажной группы авиационного комплекса «Руза», базирующегося на аэродроме в деревне Ватулино.


Соб. инф.
Фото Олега Казакова


За историческую справку
по материалам архива ВВС СССР
благодарим А. Ю. Выходцева, пилота
А-320 авиакомпании «Аэрофлот»