Говорить правильно


В лидинской школе 19 апреля проходил районный семинар для педагогических работников на тему «Языковая культура в современном обществе». На семинаре присутствовали гости: психологи центра управления социально-педагогической поддержки детства при Академии социального управления Марина Михайлова и Наталья Щевелева, методист учебно-методического центра Валентина Заньковская, представитель русского культурно просветительного фонда имени Святого Василия Великого Ирина Григорьевна Бурлаченко, учителя разных школ района.
На семинаре обсуждалась проблема культуры русской речи. Речь человека является важным показателем его образованности и воспитанности. Сегодня человека встречают не по одежке, а по речи. Не случайно при приеме на работу не просят отослать фото соискателя, а назначают собеседование с ним, ведь одного разговора бывает достаточно, чтобы определить, подходит ли данный человек конкретному предприятию. Такие критерии, как соответствие речи литературным нормам, чистота, ясность, богатство и логичность говорят о человеке больше любого документа об окончании вуза.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» — призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев. Однако именно для русского языка сегодня существуют достаточно серьезные угрозы, которые не позволяют оставить без внимания эту важную, но еще недостаточно осознанную проблему.
Одна из проблем культуры речи — использование матерной брани. Причин сквернословия множество. Социальный педагог лидинской школы Е. В. Околелых рассказала о некоторых из них. Решению проблемы уровня культуры в обществе и социальной группе была посвящена целая программа, которую представила Елена Викторовна.
Учитель биологии Н. В. Циммерман представила вниманию гостей внеклассное мероприятие по биологии и экологии для учеников 8–9-х классов на тему «Сквернословие и здоровье», мероприятие, выполненное с использованием современной педагогической технологии.
Немаловажной проблемой выступает молодежный сленг. Казалось бы, это естественное явление, возникающее в какой-либо социальной группе. Однако опасность сленга заключается в том, что он может вытеснить литературный лексикон. Это, в свою очередь, приводит к загрязнению речи, уменьшению ее выразительности и точности. Дети обрекают свою речь на скудность, блеклость и однообразие. Чем меньше словарный запас индивидуума, тем беднее его внутренний мир, тем ниже его уровень мышления. На занятии кружка ОПК, который провела Жарких М. В., на тему: «Язык мой — друг или враг?» для 3–4-х классов разговор коснулся использования слов-паразитов.
Ученики младших классов провели утренник «Вежливые слова». Не случайно это мероприятие прошло для самых маленьких учеников, ведь именно в начальном школьном возрасте очень важно научить детей быть человечными, ценить друзей, заботиться о ближних людях. Цель классного часа — формирование этических норм поведения в обществе, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей, — была достигнута.
Сохранность русского языка — один из важных факторов национальной безопасности нашего государства, его культурного наследия. Интересы русского народа всегда должны быть важнее, чем интересы отдельного слоя. Задача учителя — способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать взгляд ребят на собственную речь как на производное этой культуры, а на русский язык в целом, как на фактор утверждения и укрепления российской государственности. На эту тему прошла конференция по истории и обществознанию, которую провела учитель Т. Б. Мамонтова в 7-м классе на тему «Русская азбука».
В качестве одного из аспектов культуры речи выступает целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения. Поколение, разучившееся говорить по-русски, должно понять, что личность человека с первого раза оценивается как речевая личность, а значит надо обрести… речь. Формирование коммуникативной компетенции, развитие умений понимать, воспринимать, реагировать — в конечном счете, решать задачи, стоящие перед диалогом, как формой взаимодействия людей — этому учат на своих уроках русского языка и литературы И. А. Калина и Н. Л. Козловская, и они представили гостям КВН для 5–6 классов программу «Великий могучий русский язык».

Работа по формированию культуры речи ложится на время после уроков. Опытом своей работы поделилась учитель математики В. В. Росликова.

На встрече с докладом «Формирование культуры речи при подготовке к праздникам» выступила и художественный руководитель лидинского клуба Ольга Берг.