«Смертию смерть поправ…»


 

«Смертию смерть поправ…»

 

В это воскресенье весь православный мир празднует Пасху. Мы печем куличи, красим яйца, многие даже идут в храм на крестный ход. Но большинство из нас видят лишь внешнюю атрибутику праздника, не задумываясь об истинном значении этого события. Чтобы глубже понять его смысл, мы предлагаем нашему читателю побеседовать с православным священником. Нашим собеседником, который уже знаком нашему читателю по ряду публикаций стал отец Сергий, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе.

Пасха- Чтобы понять смысл праздника Святой Пасхи, давайте разберемся с тем, какие события предшествовали этому дню. Сейчас идет страстная неделя. Она особо чтится Церковью и является особенным временем в церковном календаре. Богослужения, которые служатся сейчас в храмах – особенные. Поняв их, мы поймем и суть подвига Иисуса Христа, его великое деяние ради спасения всего человечества. И тогда поймем, почему Воскресение Христово, Святая Пасха – праздников праздник и торжество из торжеств.

Страстная  неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим, в эту неделю последовательно воспроизводятся история страданий Спасителя. В эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения.      Богослужения Страстной седмицы особенно  величественные, возвышенные, с глубоким смыслом, вдохновенными песнопениями, особенными обрядами, которые совершаются только в эти дни. Те, кто постоянно посещает в эти дни богослужения в храме, как бы идут за Господом, грядущим на страдания.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь приготовляет верующих к созерцанию и сердечному сопереживанию  Крестных страданий Спасителя.

С четверга начинаются красивые, проникновенные службы, посвященные Тайной вечере Иисуса Христа с учениками. Это событие чрезвычайно важно. Сам господь установил таинство Причастия, благословил хлеб и чашу с вином. И его заповедь «Сие творите в мое воспоминание» мы соблюдаем и сегодня. Впервые апостолы причастились Тела и Крови Господа; с тех пор это чудо происходит на каждой Божественной литургии.
 Благодаря этому таинству, человек реально соединяется с Богом: Бог входит в самые глубины человеческого бытия и сам человек приобщается к подлинной Жизни в Боге. Сам Спаситель так обращается к Своим ученикам: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56). Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».

Во время вечерней службы Великого четверга читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей, верующие держат в руках зажженные свечи, а затем уносят этот огонек домой. В народе Великий четверг называют еще «Чистым четвергом». Это связано с традицией наводить порядок в доме. В этот же день пекут куличи, красят яйца.

Следующий день – самый страшный в истории человечества. Иисус Христос, воплощенный Сам Господь Бог, Создатель мира, Мессия, которого так долго ждали, был отвергнут людьми, подвергся мучительным истязаниям, а затем предан  самой страшной и позорной казни. День страстной пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В этот день Уставом не полагается служение Божественной литургии, причастия в этот день нет. В самой службе неоднократно подчеркивается невероятность происходящего: «Одевающийся светом, как одеянием, стоял нагим на суде, и принял удары по щекам от рук, Которые Сам создал», «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую облачается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане», «Владыка твари предстоит Пилату… от Своих рабов поругается Создатель всех». Утром читаются Великие часы. Днем совершается чин выноса Плащаницы Христовой.

В великую субботу Церковь вспоминает погребение Спасителя, его нахождение во гробе, сошествие в ад, избавление томящихся там душ.  Плащаница обносится вокруг храма с песнопениями (это называется чин погребения и совершается в пятницу вечером), а ночью в субботу она вносится в алтарь. Лишь раз в году, на страстной неделе с вечера пятницы до ночи субботы она доступна верующим для поклонения. Это день покоя и предвкушения великой радости – Воскресения Христова, победы над грехом и смертью. Христос, его человеческое естество, умер на кресте. Он был погребен. Еще со времен грехопадения Адама и Евы врата рая были закрыты для людей. И Иисус, как и все люди до него, по своему человеческому естеству после смерти попал в ад. Но врата ада не могли удержать Сына Божия. И вот ад стонет и вопит: «Лучше было бы мне не принимать родившегося от Марии, ибо найдя на меня, Он разрушил мою державу, сокрушил медные врата, а души, которыми я прежде владел, Он, как Бог воскресил. Разрушена моя власть, я принял мертвого как одного из умерших, но удержать Его никак не могу, и теряю вместе с Ним тех, над кем царствовал. Я от века содержал мертвецов, но вот, Он всех воскрешает. Поглощена моя держава, Пастырь распят и Адама воскресил. Всех, над кем царствовал, я лишился, и кого смог поглотить, всех извергнул. Распятый опустошил гробы, и держава смерти обессилена».

До пришествия Спасителя ад был местом, куда отходили все умершие вне зависимости от их добродетелей и пороков – и грешники, и праведники. Это было место, где нет Бога. Но с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих (не просто желающих, но трудящихся на ниве собственного спасения). Для этого только нужно сделать правильный выбор.

Субботнее богослужение совершается утром, после чего начинается освящение куличей и т.д. О самом Воскресении будет прочитано уже на литургии Великой субботы. До светлого праздника Воскресения Христова останется только несколько часов радостного ожидания праздника.

То есть службы составлены таким образом, что посещая ежедневно храм на страстной седмице, верующий последовательно созерцает последние дни земной жизни Иисуса Христа, становится как бы свидетелем этих событий, сострадает и сопереживает.

Те, кто присутствует на Крестном ходе, должны понимать его смысл. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие навстречу воскресшему Спасителю. Подобно женам-мироносицам, идущим ко гробу Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

 

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены-мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам о воскресшем Господе.

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников. Своего апогея он достигает в полночь, когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием «Христос воскрес!». Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что каждый может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень, образ открытых врат в Царствие небесное. Светлая седмица - сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящиеся к причастию в эту неделю не постятся, при условии, что они соблюдали весь Великий пост. Все пронизано великой радостью, люди поздравляют друг друга, «христосуются», трижды целуя друг друга. «Целуйте друг друга целованием святым...» -как заповедовал апостол Павел. Ходят в гости, угощают друг друга куличами, крашеными яйцами. В Светлую седмицу разрешается всем желающим подниматься на колокольни и звонить в колокола.

И огласительное слово Святого Иоанна Златоуста читается на  Пасху в православных храмах:

«Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад», - говорит он, - «огорчился» (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55). Воскрес Христос, - и ты низложился; воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, - «первенец из умерших» (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Записала Анна Гамзина