Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

РЕБЕНКА ПОЧИНИТЬ «С ГАРАНТИЕЙ» НЕЛЬЗЯ!


— Здравствуйте! Можно к Вам обратиться за консультацией? У меня проблемы с ребенком. Поработайте с ним, пожалуйста…

Так звучит типичное обращение обеспокоенных родителей в службу Рузского центра содействия развитию семьи и семейных форм устройства. Фраза: «У меня проблемы с ребенком» уже  содержит в себе некую неразбериху. Если ее принимать как запрос, то непонятно, с кем и с чем начинать работу: с родителем, с проблемой или с ребенком. Подразумевается, что проблема вроде как у родителя («у меня»). Однако далее следует запрос на «исправление» ребенка. То есть проблемы «у меня», но «поработайте с ним», как бы говорит родитель, с готовностью приводить ребенка  столько, сколько скажут, терпеливо ждать, пока психолог будет работать с ребенком, чтобы потом забрать его домой вроде как «исправленного».

Это напоминает немного медицинскую модель, в частности педиатрическую, когда родитель приводит своего больного ребенка к доктору, чтобы доктор его вылечил. А еще мне это напоминает модель ремонтной мастерской, куда приносят сложные бытовые приборы, которые перестали правильно работать. Дескать, «почините и верните с гарантией». На практике большинство родителей все-таки подозревают, что «неправильность» их ребенка является, в том числе следствием их — родителей — «неправильных» действий. И эти подозрения порождают в них переживания. Иногда бывает стыдно самим себе в этом признаться, иногда откровенно тяжело, больно, страшно. «Я — плохая мать!» — звучит как проклятие, висит над головой как дамоклов меч, порождая чувство вины, страх получить низкую социальную оценку («что подумают обо мне окружающие?») и потребность во что бы то ни стало опровергнуть это, любым способом доказать обратное. Это часто толкает на чрезмерную опеку, либо на чрезмерную упорядоченность и дисциплину, либо на чрезмерную, опять же, занятость ребенка всевозможными формами и видами физического, умственного, культурного развития, досуга и творчества. Сильное, довлеющее исподволь переживание вины, стыда, страха способствует этой чрезмерности, заставляет прилагать усилия, не всегда сопоставляя их степень и интенсивность с реальными обстоятельствами. 

Ребенок оказывается заложником этих сильных родительских чувств.

Я плохая мать — это только один из комплексов. В реальности их много. Бывает, что в одном человеке «живет» не один, а сразу несколько. И далеко не всегда у человека есть возможности и способности для того, чтобы совладать с ними «традиционными» бытовыми способами. Еще меньше шансов справиться в одиночку.

Возвращаясь к модели ремонтной мастерской, хочу сказать, что часто приборы ломаются из-за несоблюдения правил эксплуатации. Даже если мастеру удается такой прибор починить и вернуть владельцу для дальнейшего пользования, есть высокая вероятность того, что прибор сломается снова по той же причине: пренебрежения правилами и условиями эксплуатации. 

Метафора, думаю, понятна. Дети усваивают нормы и правила жизни той среды, в которой они растут. Перенимают способы общения и взаимодействия, которые видят и слышат вокруг себя. Первичной социальной средой для ребенка является семья. Это аксиома, и спорить тут не о чем. Как мы — родители — общаемся со своими детьми, так дети потом учатся и тренируются общаться с миром. Наше — родительское — душевное благополучие — прямой гарант благоприятного семейного психологического климата. Семья — это вселенная. Писать о ней, изучать и познавать ее можно бесконечно. Можно и нужно. Но, конечно, не в рамках одной статьи.

В заключении хотел бы вернуться к запросу на психологическую помощь со стороны обеспокоенных родителей. Ваша обеспокоенность — это половина успеха в дальнейшей коррекционной работе специалистов. Любые, даже самые квалифицированные действия специалистов, направленные на «исправление дефектов», будут малоэффективны, если не искать причины возникновения этих «дефектов». Искать не с целью найти виновных, но с целью понимания взаимосвязи наших — взрослых — родительских переживаний, устремлений, действий, с процессами развития психики наших детей. Посему, работать нам — специалистам нужно и с ребенком, и с проблемой, и с родителем, и с семьей в целом. 

Сергей Субботин

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »