Параллельная реальность Александры Чувилевой
«Краски тепла и графика холода» - под таким названием в тучковском ДК «Юбилейный» в минувшие выходные прошла выставка картин московской художницы Александры Чувилевой.
В экспозиции были представлены пейзажи, выполненные маслом и пастелью. На многих из них художница запечатлела живописные уголки Рузского края. Но особое внимание публики привлекли три центральные картины выставки - «На краю» (деревянный домик с вывеской «Хлеб», стоящий над обрывом), «Осень» (рыжая лиса как обобщенный образ осеннего леса) и «Восход» (человек, держащий в руках солнце). На общем фоне реалистичных полотен они выделялись иллюзорностью, метафоричностью, необычным художественным видением мира.
14 марта состоялось открытие выставки. Чай из самовара и домашняя выпечка, которой Александра гостеприимно угощала посетителей, располагала к общению, в том числе к приятной и познавательной беседе с нашим корреспондентом:
- Саша, с чего началось твое увлечение живописью?
- Я занялась рисованием еще в несознательном возрасте. Мама сначала водила меня в различные художественные кружки, потом я поступила в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств, где проучилась семь лет. Затем окончила институт моды, занималась проектированием интерьеров и чертежами, но вскоре поняла, что живопись мне ближе.
- В какой технике выполнены представленные работы?
- В технике пастели и в масляной живописи, это сделано специально, сама выставка называется «Графика холода и краски тепла». Это тесно связано с особенностями погодных условий: когда на улице теплое лето, хочется рисовать сочно, работать красками. Зимой преобладают совершенно другие мотивы: на холоде играет свет и тень, цветов практически нет, и рисунок строится на контрасте. Соответственно, и технику лучше сменить на более сухую.
- На выставке мы видим только пейзажи. А в других жанрах ты работаешь?
- Конечно! Все зависит от настроения. Но основная часть моих картин – это пейзажи. Я люблю природу, мне нравится ее писать. Наверное, потому что она непостоянна, а мне нравится фиксировать изменчивые состояния. Сегодня на выставке представлены пейзажи Рузского района (Поречье, карьеры на станции «Санаторная», Белый дом в разных ракурсах), Можайского, где находится моя дача. Некоторые сделаны в Ленинградской области и в Твери - я люблю путешествовать с этюдником.
- Три центральные картины твоей выставки отличаются от остальных. Можно ли отнести их к сюрреализму?
- Сюрреализм - это реальность, но дополненная. Наверное, можно сказать, что это сюрреализм, ведь рыбы реальны, но мы их видим в водоеме, а на картине «Восход» они проплывают по небу. Но я не люблю на себя вешать какие-либо ярлыки, пусть этим занимаются искусствоведы. Я просто делаю живопись. Мне в голову приходят какие-то интересные идеи, они складываются в картинки и мне хочется поделиться ими с людьми, потому что, на мой взгляд, они неординарны.
- Я знаю, что природу ты пишешь с натуры. А где черпаешь образы для «сюрреалистических» шедевров?
- Сюжет картины «На краю» возник зимой, когда я проезжала по глухой деревне и увидела одинокий дом. На нем висела реклама хлеба, а рядом не было абсолютно ничего. Вокруг холод и снег, и мне было непонятно, кому тут нужен этот хлеб, для кого висит реклама над дверью. Картина – обобщенный образ всех одиноких домиков. Она об одиночестве, о важных для человека делах, которые никому больше не нужны, кроме него самого.
Картину «Осень» я написала под впечатлением от осенней природы. Мы, люди, настолько крохотные в этом мире, что видим лишь его малую часть, и кто знает, насколько велик он на самом деле. Когда я смотрела на лес вдали, мне показалось, что это не отдельно стоящие деревья, а один живой организм, некое животное, которое составляют деревья. Так как листья уже пожелтели, я решила, что это лиса, и нарисовала островок оранжевого леса в тумане в форме притаившейся лисы.
Третья картина, которая называется «Восход», написана по ощущениям и задает вопросы: откуда берется солнце, куда оно уходит? На ней солнце держит в руках человек, сидящий на ветке дерева, а вместо облаков по небу плывут рыбы. Наша Земля – всего лишь маленькая точка в Космосе, и может быть, во Вселенной существуют другие, параллельные миры, которые чем-то похожи на нас. Может быть, в тех мирах по небу плавают рыбы, и нельзя быть до конца уверенным в том, что на нашем небе облака, а не рыбы или другие организмы, ведь мы не можем их пощупать в данный момент. Такая моя художественная фантазия.
- Необычная фантазия! А можешь назвать имена любимых художников?
- В первую очередь, это Ван Гог, Мунк, Ренуар. Импрессионистов я тоже уважаю.
- Какие личные качества нужны художнику для творчества?
- Художник должен быть впечатлительным, иначе у него ничего не получится. Он не должен стесняться своих идей, и в нем не должно быть бахвальства. Творческий человек обязан всегда стремиться к совершенству. Если он гордится своими работами, то творчество пропадает, и он умирает в себе как художник.
Как призналась Александра, это была ее первая личная выставка. И мы надеемся, что своими новыми работами она еще не раз поделится с нами.
Анастасия Платонова, фото автора.