Пятница, 16 Ноября, 2018 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Денег хватит только на еду


Подорожание продовольствия и сокращение доходов россиян приведут к тому, что по итогам 2015 года расходы на покупку продуктов питания составят 50–55 процентов всех трат российских домохозяйств. Такой прогноз делают аналитики «ВТБ Капитала» в обзоре российского продовольственного ритейла.

Осенью 2014 года на еду уходило около 36 процентов бюджета средней российской семьи, но к концу года доля продовольствия в семейных расходах начала расти, так что по итогам всего года вышло уже 40 процентов. Так резко этот показатель не рос даже в кризис 2008–2009 годов.

В феврале 2015 года, по мнению аналитиков «ВТБ Капитала», Россия прошла пик продовольственной инфляции (21,8–22 процента в годовом выражении). Во II квартале, по их прогнозу, валютные курсы начнут стабилизироваться, и производственный спад станет тормозить инфляцию, так что по итогам всего 2015 года цены на продовольствие вырастут только на 9,6 процента.

Но и такой рост цен увеличит долю продовольствия в корзине потребительских расходов россиян, тем более что их реальные доходы сокращаются. В январе они уменьшились на восемь процентов к тому же периоду 2014 года, а за весь 2015 год, по прогнозу «ВТБ Капитала», снижение составит 6,8 процента. А, значит, не миновать и сокращения трат – как продовольственных, так и непродовольственных, уверены аналитики инвестбанка.

Это уже и происходит, свидетельствуют данные Росстата. Оборот розничной торговли в России сократился в январе 2015 года на 4,4 процента (год к году) – впервые с кризисного 2009 года. Продажи продуктов питания снизились на 5,5 процентов, непродовольственных товаров – на 3,5 процентов. Особенно сокращается спрос в региональных розничных сетях и несетевой рознице, отмечали ранее аналитики: у крупных участников рынка ниже издержки, а, значит, больше возможностей конкурировать по цене.

В московских магазинах Spar потребление (в физическом выражении) сократилось в первые два месяца этого года примерно на 10 процентов год к году, говорит гендиректор «Спар ритейл» Максим Гришаков. Особенно сократились, по его словам, продажи фруктов, овощей, алкоголя (в основном за счет вина и импортного пива), сыров, йогуртов. По итогам года потребление в московской сети Spar снизится на те же 10 процентов, а цены вырастут примерно на 20 процентов, ожидает Гришаков.

В целом российские семьи купят в этом году на 8,5 процента меньше товаров, чем в прошлом, считают аналитики «ВТБ Капитала». Но для крупнейших продовольственных ритейлеров 2015 год может оказаться удачным, не исключают они, ситуация способствует консолидации участников рынка. В частности, его лидер – сеть «Магнит» - сможет нарастить долю рынка по выручке на 1,6 пункта до 8,9 процента, а X5 RetailGroup (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») – на 0,4 пункта до 6,5 процента, прогнозируют они.

Все не первоочередные статьи расходов попадут под сокращение, уверены эксперты. Розничные продажи одежды, обуви и аксессуаров могут сократиться на 25–30 процентов, считает гендиректор FashionConsultingGroup Анна Лебсак-Клейманс. В прошлом году, по оценке ее компании, на одежду, обувь и аксессуары россияне потратили 2,252 триллиона рублей (на восемь процентов меньше, чем годом ранее). В среднем ценовом сегменте продажи упадут на 35–45 процентов, в высоком – на 15–25 процентов, в нижнем – на 10–15 процентов, ожидает Лебсак-Клейманс. Станет меньше крупных покупок, таких как верхняя одежда, меха.

Магазины бытовой техники и электроники пережили ажиотажный спрос в декабре 2014 года, а что будет в этом году, их представители предположить затруднились. «После нескольких недель падения в январе сейчас мы снова видим рост, но будет ли он устойчивым, можно будет сказать только после I квартала», – говорит сотрудник одного из ритейлеров. На рынке тяжелая ситуация, некоторые его участники будут вынуждены уйти, предрекал основной акционер сети «Эльдорадо» – чешская PPF Group.

Аналитическая компания GfKRus тоже не спешит делать прогнозы по рынку бытовой техники и электроники. Но роста в натуральном выражении «мы не ждем», - осторожна ее представитель Наталья Моржова. Продажи новых легковых автомобилей в 2015 году (без учета легких коммерческих) сократятся на 35 процентов - до 1,52 миллиона, прогнозирует PwC.

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »