И корабль плывет…
Многие спрашивают: почему в православных храмах не ставят скамеек, как в католических костелах. На самом-то деле, иногда ставят - в Америке или других западных странах. Но это редкость.
Думаю, не ставят, чтобы подчеркнуть особый характер отношений православных христиан между собой и с Богом. Недаром ведь главная православная служба называется литургией - это слово в переводе с древнегреческого означает «общая работа». Когда-то «выйти на литургию» означало собраться «всем миром» для постройки корабля, возведения стен и так далее.
В лексиконе XIX века появилась фраза «выслушать» - молебен, обедню и так далее. Но потом она вновь исчезла, потому что не выслушать, и даже не отстоять службу приходим мы. (Кстати, найти стул или скамеечку и посидеть очень уставшему или больному человеку можно сейчас, практически в любом храме - только не в центре церкви, а у стены или в притворе).
Однако мы приходим не отстоять. Мы приходим, чтобы вместе потрудиться, чтобы своим участием в богослужении превратить наше церковное здание как бы в огромный корабль, устремленный к Богу. Но для этого нужны не места «в партере» - нужна палуба. Мы когда молимся, когда священник обходит с кадилом наш храм - все по-особенному движемся, наклоняемся, крестимся, слушаем обращенные к нам призывы, выстраиваемся ко Кресту и Чаше, собираемся у иконы или поминального канона, поем «Символ веры» и «Отче наш».
Мне посчастливилось несколько раз находиться в алтаре во время литургии, и это «корабельное» ощущение утвердилось в моей душе.
Иногда эту ассоциацию перебивало обманное ощущение: будто находишься в совершенно отдельном от остального храма месте. Такая тишина, пение хора приглушено, молитвы - другие, чем за алтарной преградой…
Но вдруг поразит самая поза священника. Даже если он стоит лицом к Престолу (и значит, спиной ко стоящим вне алтаря), он все равно - затылком, спиной - не перестает напряженно следить за всеобщим ходом литургии.
Вдруг заметишь, как остро среагировал он на сбой в пении хора или чей-то посторонний разговор «там», за стеной. Как он занервничал, когда в «открытой» - общей, и «тайной» - алтарной службе произошел разлад. И понимаешь: так же капитан, стоящий на мостике или рядом с рулевым волнуется, если его команда подняла не те паруса!
Понимаешь, что храм наш, корабль наш - един, и каждый выполняет на нем какие-то свои обязанности, где бы он ни находился - на палубе или у штурвала.
- Легко ли нам служить матросами? Легко ли быть на палубе? Легко ли отстоять вахту? - мы и сетуем-то по-матросски, когда жалуемся на тяжесть церковной службы.
- Но - легко ли войти в Царство Небесное - помните Евангелие? Разве Христос говорил, что будет легко? Напротив: Он как раз предупреждал о трудностях, даже об опасностях. Даже о возможной катастрофе…
Однажды каждому из нас приходит в голову мысль: «Уйду с корабля. Не буду больше ходить на службу, где даже не гарантирована награда, где только обнадеживают». И кто-то (а может быть, твой близкий друг или родной человек?) уходит.
Ты глядишь туда, где он скрылся - и видишь только волны, только тяжелые темные волны до горизонта… «Куда же он?..» И чувствуешь резь в глазах - щуришься, неужели слезы? Ты вдруг видишь, как над мачтами корабля, по небу, летит птица. Птица - значит где-то рядом (уже совсем рядом) была земля! «Вернись, плыви обратно, земля, скоро земля!..»
Звучит новая команда. Люди, толкаясь, спешат на свои места. Паруса наполняются ветром. И корабль плывет.
Владимир Гурболиков.
Чей день рождения?
Был канун Рождества. Хозяйка дома суетилась с последними приготовлениями к Празднику. Стол должен ломиться от изысканных блюд. Дети же просто порхали от ожидания подарков. Каждый мечтал о желанном подарке на Рождество.
Когда в дом вошел отец семейства, дети начали расспрашивать о подарках. Отец улыбнулся и спросил:
- А чей День рождения мы сегодня собираемся праздновать?
Дети притихли… Отец продолжил:
- Сегодня День рождения Иисуса Христа нашего Спасителя. Сегодня мы должны уделить все свое внимание именно Ему - ведь это Его Праздник, не так ли?
Парадокс в том, что мы взрослые поступаем так же, как эти дети, даже в этот день мы зацикливаемся на самих себе. Это похоже на то, если бы мы пришли на День рождения к близкому человеку и, даже не поздравляя его и не вспоминая о нем, уселись бы за стол. Не было бы это невежественно с нашей стороны? Вот так же невежественно мы поступаем по отношению к Богу, когда празднуем этот Праздник без Него, даже не благодаря Его.
Давайте же подарим Христу самое лучшее, что у нас есть: нашу любовь и наше внимание к Нему. Поблагодарим Его, ведь Он пришел на эту землю, чтобы отдать за нас Свою жизнь. Будем благодарны Ему и подарим Ему самое ценное - наше сердце!