Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

СЖИГАЯ ЧУЧЕЛО, ПЕРЕСТАЕШЬ БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ


Языческий обряд во время народного праздника прощания с зимой — Широкой Масленицы — Православная Церковь считает огромным духовным вредом, а врачи всерьез опасаются влияние этого действа на психику детей. «Рузский курьер» внимательно ознакомился с выводами священников и психологов.

«ЭТОТ ОБРЯД СРОДЕН С ЯЗЫЧЕСКИМИ ЖЕРТВО ПРИНОШЕНИЯМИ»

Благочинный Рузского района протоиерей Игорь Лепешинский:
— Сам процесс сжигания чучела на праздновании Масленицы. Что он собой представляет? Он представляет некую имитацию языческого обряда, который может включать поклонение солнцу или силам природы. И верующий во Христа не может участвовать в таких обрядах, он просто не может тогда считаться христианином.

Поговорим о самом празднике масленицы. Христианская мысль с древних времен старалась наполнить языческие праздники христианским смыслом. Это коснулось и масленицы. Общая радость, преддверие Великого Поста, ожидание Светлой Пасхи — все это в православном укладе русского народа. Но нельзя с этим соединять чисто языческий обряд сжигания чучела. Он сроден с принесением жертвы языческим идолам.

Я всегда рад участвовать в празднике широкой Масленицы, но только в случае, если сжигания чучела на нем не будет. И вот уже лет 10 в Рузе чучел не жгут. 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД НИЧТОЖЕН ПО СРАВНЕНИЮ С ДУХОВНЫМ…»

Протоиерей Максим Первозванский:
— Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов. В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масляной неделе. 

А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как ни называй его — проводы зимы, сжигание зимы, — все равно это будет языческий обряд. Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае — что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…

«БЕССМЫСЛЕННЕЕ ДЕЙСТВО НА ГРАНИ ХУЛИГАНСТВА»

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:
— Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет — с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем. Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. 

У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.
Для школьников вообще эта акция — бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджиганию мусорных бачков и скамеек. 

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху. 

«ЧУЧЕЛО МОЖНО ВОСПРИНЯТЬ КАК МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА»

Евгения Андреева, психолог, научный сотрудник института психолого-педагогических проблем детства РАО:
— За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают. Но при этом сжигание Масленицы — все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношений, которые существуют в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия может так думать. И в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием. 

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного.

Подготовил Сергей Морев


'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »