Огневой вал
Лето 1970 года. Гвардейская Таманская дивизия, учебные стрельбы на Гороховецком полигоне во Владимирской области. Идет подготовка к учениям с боевой стрельбой. Задействованы все огневые средства дивизии плюс приданная вертолетная эскадрилья. К тому же учения показные — присутствуют чины из Министерства обороны СССР и представители «братских» стран.
Надо сказать, в те годы боевая подготовка в Таманской дивизии была на высоте. Занятия, стрельбы, учения всех калибров суммарно до шести месяцев в году. По выполнению нормативов другой оценки, кроме отличной, не признавалось. И не директивно сверху, а по мировосприятию самых бойцов. Но и показухи тоже хватало. Один из элементов предстоящих учений — огневой вал, так называемый последовательный перенос огня артиллерии. Но надо же, чтоб красиво было! И чтобы высокие армейские чины довольны остались.
Вал — значит, навалить хворосту, сухостоя полосой на пару километров в длину. Набросать старых хлопчатобумажных кителей и всякого мусора. Огневой — значит, надо, чтоб горело. Чудесным тихим июльским утром, часа в три, вызывает меня, зеленого лейтенанта, начхим полка майор М. (четыре класса образования и упорство носорога в постижении хотя бы азов своей многомудрой профессии) и ставит задачу. Взять вон ту бочку на колесах под названием АРС-12 на базе колуна ЗИЛ-157 аж о трех ведущих мостах, залить по горлышко керосином (почти три тонны), скрытно, по краешку выдвинуться на середину полигона (не дай Бог, руководство увидит) к этому самому валу и полить его от души (на этой бочке есть насос и шланги), чтобы вал стал огненным.
Но помнить, что ровно в восемь утра ракетный дивизион и артиллерия дивизии откроют огонь в том направлении… Делов-то! Нашел водилу, рядового Р., полутора годов службы, веселого парня. В самодвижущуюся бочку залили керосин и поехали. Солнышко встает, тепло, ни ветерка, птички поют. Красота! Доехали. Полили. Пора назад, времени еще достаточно. Но, как всегда — и вдруг! На этой бочке, чуть моложе паровоза Черепановых, летит крестовина кардана у среднего моста. Я пока в ситуацию не врубаюсь, но замечаю, что весельчаку-водиле что-то взгрустнулось. Разбираюсь.
На этой коломбине задний мост никогда присоединен не был. В переднем — в ступицах колес кое-каких деталей не хватает. Итого ведущий мост — только средний. Был. Красота окружающего мира куда-то отъезжает, сонливость пропадает…
Мой вояж не афишировался, об этом знал только начхим, который сейчас только позавтракал и полагает, что я уже подъезжаю к полку. А мобильников тогда не было. А в двенадцать часов — сами знаете, что. В общем, остался час. Голова стала работать быстрее. Решение — отвинтить задний кардан, отвинтить передний декоративный, с него фланец с крестовиной воткнуть в задний,
привинтить и вперед! Но… облом. Водила демонстрирует пространство под сиденьем, где из ключей лишь пассатижи и монтировка. Приехали… Далее последовательность мыслей и действий потерялись, осталось лишь ощущение, что человек на очень многое способен в критических ситуациях, когда он очень хочет найти выход. Два балбеса из Советской армии за пять? десять? тридцать? минут при помощи пассатижей, монтировки, пальцев и известной матери все развинтили, свинтили и отвалили! Заворачивая за очередной сосновый лесок, услышали сзади взрывы и страшный грохот.
На душе сразу так тепло и хорошо стало…
Аркадий Васильков,
гвардии сержант запаса