Воскресенье, 25 Февраля, 2018 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

ТАЙНА НАРОДНОГО КОСТЮМА


Национальный дух, распыленный в культуре, таинственно проявляется и в одежде. Невзирая на интернациональную моду и засилье вещей иностранного производства, отличить русского от иностранца по одежде не представляет труда. Национальная специфика тотальна, хоть порой и неуловима. Понять некоторые закономерности ее проявления в сфере костюма нам помогла Светлана Просина, заведующая сектором изобразительного фольклора и декоративно-художественных ремесел в Государственном республиканском музее русского фольклора.

— Светлана Владимировна, мне думается, что русская национальная культура сегодня имеет шанс возродиться…

— В наше время народная культура, действительно, очень востребована. Причем задействованы все ее направления, в том числе и народный костюм, который является самобытной, частью традиционной России.

— Кто изучает эту культуру?

— Во-первых, реконструкторы. Это увлеченный и дотошный народ. Они всегда точно знают крой вещи. Знают тип ткани. То, каким образом ткань окрасили, и так далее. Они всегда в курсе всего, что происходит вокруг их увлечения.

Во-вторых, конечно, музейщики — специалисты. Ну, потом художники, дизайнеры… Также существует множество популистских образовательных программ — толковых и бестолковых. Но в них слишком много штампов… Вот какой образ возникает у нас в голове, когда мы говорим «народный костюм»?

— Очевидно, кокошник, сарафан, косоворотка?..

— Да… Вы знаете, обиднее всего, что о богатом разнообразии русской народной одежды простой народ ничего не знает. Например, сарафаны были разнообразные. Ведь женщины все разные: одна худенькая, другая полная, одна высокая, другая маленькая. Естественно, они носили только тот крой сарафана, который им шёл. То же касалось и головных уборов. Известный всем «классический» кокошник — тип головного убора, встречающийся только во Владимирской губернии. И носили его вовсе не так, как мы думаем.

— Как же его носили?

— Если незамужняя девушка могла не прятать свои волосы, то замужняя убирала все волосы под головной убор — отсюда сначала волосник, на него — повойник, а потом уже одевалась сорока — рогатая мягкая шапочка, потом сверху, говоря современным языком, еще множество аксессуаров. В общем, головной убор у женщин имел очень сложное «многослойное» строение. Очень смешно и нелепо выглядит современное представление художника о народном костюме, когда на женщину надевают, допустим, кокошник ХVII века, а сарафан — ХV века. Кто не знает, тем это любо, а кто знает — тем не по себе.

— Все так же сложно и с мужским головным убором?

— Когда я говорю о мужском головном уборе, мне становится очень грустно. Слава Богу, если хоть о картузе вспоминают. А ведь разновидностей шапок было очень много. Да еще, к тому же, у каждого сословия был свой «набор» головных уборов. Картуз — это летний городской вид головного убора, а вовсе не деревенский. А в истории остался только он, потому что стал популярен к концу ХIХ века — близкому к нам времени. Также, кстати, косоворотка и шинель, которая по своему крою есть чистой воды кафтан.

— Многие русские женщины и девушки любят платки, шали. Считается, что это чисто народный стиль.

— Ну да. Это осталось. Но ведь к ХIХ веку ношение платков тоже изменилось. Раньше платки были больше распространены в виде шали — даже три на три метра мне встречались. И порой женщины заворачивались в такие шали почти полностью. Изначально платок, плат — это головное покрывало, какие мы видим на иконах. Женщина укрывалась им вся. Девушки и молодухи завязывали платки под подбородком, женщина замужняя завязывала сзади, чтобы волос видно не было. А спереди платок закалывали старообрядки или монахини. Сейчас часто платок носят как драпировку на плечах — такого раньше не было.

— Возможно ли примирить с современностью формы и принципы традиционной одежды?

— Все говорят о том, как хорош русский сарафан: удобный, гигиеничный, красивый и разнообразный. Народную тему сейчас используют все: дизайнеры, художники, но результат их интереса становится не массовым, а элитарным — «русский народный арт-объект» существует отдельно от жизни. В России многие интересуются народным костюмом. Другой вопрос: считают ли они его своим? Может быть, в этом причина того, что элементы народной одежды до сих пор у нас не в ходу?

Потом еще одна проблема: да, бабушки еще есть, которые умеют вышивать, ткать половики, они рады бы не только продавать свои изделия, но еще и научить молодых этому. А учить некого. Во-первых, ни в одну малогабаритную квартиру ткацкий станок не войдёт. Во-вторых, в массовом порядке такие специалисты не нужны, это работа под заказ. В-третьих, это очень трудоемкое, тяжелое ремесло.

— Русский традиционный костюм имеет мощное сакральное измерение. Расскажите об этом…

— Приготовление ткани, шитье одежд сопровождалось неукоснительным соблюдением строгих мистических правил. Таких обрядовых правил было очень-очень много. Ткань, например, никогда не ткали по пятницам. Некоторые виды одежды шили только в строго определенное время или за строго определенное время. Иногда регламентировалось количество ткачих и швей. Особенно это касалось ритуальной одежды — тогда к ткани могли подходить только специальные «разрешенные» люди. Повсеместно в одежде все места, которые были уязвимы для «чужого глаза», обстрачивались красным цветом или же украшались вышитым орнаментом со специальными магическими символами. Швы также обстрачивались, чтобы не могло проникнуть в щель нечто нехорошее, скверное. Таким образом, мы видим, что народный костюм — это сосредоточение духовной информации русского народа и его практических наработок за века.

— А существует ли цветовая регламентация в национальном костюме?

— Больше всего красного цвета у человека, способного к деторождению. В южных губерниях были ярче цвета костюмов, в северных — строже. Коричневый не очень любили, так как когда свирепствовала чума, то при въезде в пораженную деревню вывешивали именно коричневый флаг. В детстве использовали выбеленный красный — розовый. К старости цвета темнеют. Вообще — это вопрос приличий в одежде. Посмотрите, сколько правил было раньше в одежде. А сколько сейчас? Ноль! Сейчас стерлись абсолютно все границы. К тканным старинным вещам сегодня просто плевое отношение. Если их не выбрасывают, не сжигают, то в лучшем случае используют в быту: на тряпки — пол помыть или отдушину заткнуть. Сохраняется не материальное богатство, а именно память о родных — рукоделие: вышивка, кружева сделанные руками бабки, прабабки; полотенца, шали, рубахи. Иногда вещи эти становятся «смертным одеянием». Это тоже сугубо народное отношение к памяти, это народная вера и культура.

Кстати, до сих пор деревенские бабушки брюки не носят. Даже когда в огород идут, они рейтузы или штаны носят под платьем или халатом. Очень, кстати, любят халаты. Но при этом деревенские люди до сих пор имеют в гардеробе нарядную одежду, то есть если даже не они, а к ним кто-нибудь приходит в гости, они переодеваются в нарядную одежду. Это не то, что в городе, когда современные женщины даже в театр ходят почти в домашней одежде — в джинсах и майке. Это же удобно и оправдано самим ритмом нашей жизни. Ну а то, что оторвано от жизни — нефункционально. И не важно, что это многовековая культура… Что поделать: умирает праздник — умирают и песни, которые в этот праздник пелись.

Беседовал Андрей Фефелов

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »