Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

ПРОПОВЕДЬ НА ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО


— Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Одним из основных принципов бытия Святой Церкви Христовой, которую мы все с вами составляем, дорогие братия и сестры, является то, что по-славянски называется поминовением, а посовременному — воспоминанием.

В воспоминание о Крестной жертве Спасителя совершается каждая Божественная литургия; каждый календарный день мы вспоминаем какое-либо важное событие священной истории или того или иного святого; в своих молитвах — церковных и домашних — мы поминаем своих близких, усопших и живых; обращаясь к святым, мы просим их вспомнить о нас перед престолом Господа Славы; наконец, мы Самого Спасителя просим помянуть нас, то есть вспомнить, не забыть о нас, в Его грядущем Царстве. Все пронизано этим принципом воспоминания!

Однако это воспоминание, которым дышит Церковь, нельзя воспринимать как обращение исключительно к прошлому, как некую постоянную оглядку назад. Глубокое непонимание природы  Церкви проявляют те, кто воспринимает эту памятливость как косность, страх перед будущим, нежелание самостоятельно мыслить или сопротивление прогрессу. За 2000 лет, которые существует Церковь Христова, она давно бы умерла, если бы воспоминания, которым она предана, не служили Ее дальнейшему движению, не являлись бы руководством к нынешнему действию, если бы она не находила в них не подвластные времени ответы на вызовы постоянно меняющегося окружающего мира. 

И сегодня мы собрались с Вами в этом историческом месте, Успенском Соборе Московского Кремля, или Доме Пречистыя Богородицы, как его называли наши благочестивые предки, чтобы вспомнить подвиг одного из Первосвятителей Московских, почивающего здесь своими святыми мощами, священномученика Патриарха Ермогена. Вспомнить не просто, чтобы воскресить его в памяти как важный эпизод русской истории, повлиявший на дальнейшие события, но вспомнить так, чтобы получить духовное назидание, прочитать то послание нашему времени, которое этот подвиг посылает нам через четыре прошедших столетия, распознать в нем тот самый не подвластный времени евангельский ответ на вызовы нашего времени. 

В нынешнем году воспоминание о священномученике Ермогене приобретает особое измерение в связи со 100-летием его прославления, которое мы будем отмечать 25 мая сего года  установлением памятника святому Патриарху близ стен Московского Кремля. Хотя святитель почитался и раньше, его прославление в 1913 году пришлось на самый разгар новой революционной Смуты, которая не только привела к ниспровержению основ православной государственности, но и нанесла тот неизмеримый нравственный ущерб русскому православному народу, который до  сих пор дает о себе знать. Совсем неслучайным было обращение наших прадедов к образу бесстрашного борца за православную веру и православную государственность в эти лихие годы! И скольких русских архиереев, священников, монахов и мирян вдохновили на подвиг нового исповедничества и нового мученичества исповедничество и мученический венец святого Патриарха Ермогена!

И разве можно не заметить сходства между дерзновением святителя Ермогена, с которым он обличал вставших на путь измены, и бесстрашием, с которым святой Патриарх Тихон  анафематствовал в 1918 году революционные банды, забывшие обо всем святом и поднявшие руку на своих собратьев. Между призывами священномученика Ермогена, которые он передавал из подвалов Чудова монастыря в ополчение, «твердо стоять за Дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру», и призывом святого исповедника Патриарха Тихона, обращенным ко всем верующим,  вплоть до принятия смерти «стать на защиту оскорбляемой Святой Матери Церкви».

И хотя святые новомученики оказались в совершенно новых условиях по сравнению со священномучеником Ермогеном, пытаясь отстаивать права веры перед лицом победившего большевизма, но и здесь можно увидеть сходство их позиций, единство их исповедания. Как святитель Ермоген какое-то время считал возможным согласиться с кандидатурой королевича Владислава на русское царство при непременном условии его крещения в Православии и защиты им православной веры, так и новомученики в знаменитом «Соловецком послании» соглашались продолжить линию святителя Тихона по полному невмешательству Церкви в политику при условии, что и государство перестанет препятствовать верующим в использовании храмовых зданий для богослужения, в поклонении святым мощам, в христианском воспитании детей и прекратит идеологическую войну против веры и нравтвенности и физическое насилие против служителей Божиих.

Есть и еще одно существенное сходство между исповеданием священномученика Ермогена и исповеданием новомучеников. В своем последнем воззвании, посланном в Нижний Новгород ввиду развала первого ополчения, Патриарх Ермоген, указывал на те духовные причины, которые препятствовали победе над смутой. Он просил русских архиереев обратиться с поучением к полкам, чтобы в них прекратились грабежи, пьянство и блуд, чтобы люди имели «чистоту душевную и братство» между собою. Можно сказать, что здесь святитель указал на истинные причины Смуты, на нравственную испорченность, допущенную русскими людьми и приведшую их на грань измены вере.

О том же самом, хотя и несколько с другой стороны, пишут и соловецкие узники-архиереи, своим воззванием желавшие не столько переубедить воинствующих атеистов, сколько укрепить в вере и единомыслии гонимое стадо Христово. Указывая на идейную непримиримость веры с господствующей идеологией, новомученики подчеркивали те основы жизни, без которых народ погружается во тьму: предпочтение духовных ценностей перед материальными, справедливости перед произволом, любви и милосердия перед жестокостью борьбы, смирения перед гордостью, плотской чистоты и святости плодоношения перед удовлетворением инстинктов. 

Не нужно говорить, насколько современно и злободневно звучит это общее исповедание священномученика Ермогена и святых новомучеников Российских! Освободившись от пут атеизма, наш народ стоит перед серьезным духовным и нравственным выбором: идти ли ему дальше со Христом или без Него, строить ли свою государственность на здоровых нравственных началах или примкнуть к разлагающейся либеральной модели, побороть ли внутри себя воровство, достигшее астрономических размеров, страсть к стяжательству, потакание инстинктам и разобщенность или окунуться в омут новых смут, политических нестроений  и очередной войны всех против всех.

Церковь Русская, устами своих святых исповедников и ныне живущих архипастырей и пастырей, не перестает напоминать нам о том, что без Бога и Его закона не устоит никакое человеческое образование, что Русский дом, не построенный на камне веры, не устоит перед натиском житейских бурь и исторических катаклизмов, что только правильное отношение к браку и семье сможет предотвратить вымирание русского народа. Действительно, о каком возрождении России можно говорить, пока русские супружеские пары останавливаются перед выбором родить ребенка или умертвить его в самом зародыше?! И можно ли надеяться на счастливое будущее, пока отказные дети пополняют целую армию сирот при живых родителях?!

Сегодня можно часто услышать упреки в адрес Церкви, будто она, с одной стороны, во всем поддерживает государство, а с другой — вмешивается в политику, пытаясь влиять на те или иные решения и действия властей. Но ни один христианин не может оставаться безучастным к судьбам Родины, потому что не мыслит себе жизни без веры и без Бога. И Церковь не может не радоваться, если учение Христово хотя бы в какой-то мере воплощается в законах и правоприменительной практике тех государств, в которых она несет свою спасительную миссию. Поэтому Церковь поддерживала и будет поддерживать всякое здоровое нравственное движение в государстве и обществе, всегда призывая к превосходству духовного над материальным, к какой бы сфере жизнедеятельности это ни относилось. Но Церковь ни перед кем и ни перед чем не остановится, чтобы назвать грех и неправду своим именем, чтобы обличить мздоимца, казнокрада и растлителя и призвать его к исправлению.

Священномученик Патриарх Ермоген и последовавшие его примеру святые новомученики и исповедники Российские явили нам образец подлинного патриотизма, подлинной любви к Отчизне, основанной на православной вере. Эта любовь не абстрактна и не безотчетна, эта любовь пронизана ответственностью за будущее Родины, эта любовь земное благополучие Отечества напрямую  обуславливает его небесным предназначением, замыслом Божиим о нем. 

Вспоминая сегодня эту любовь наших святых к Отечеству, будем молиться нашему Владыке Христу, чтобы их ходатайством и примером их подвига народ наш скорее возвращался к вере своих отцов и начал строить свою жизнь по этой вере. Аминь. 

Священник Михаил Асмус
Успенский собор Московского Кремля, 2 марта 2013 года

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »