Андрей Даниленко о картофелеводстве
— Сегодня, хотим мы того или нет, цена на картофель социально чувствительна. Наш потребитель картофеля — это тот потребитель, для которого плюс-минус два рубля на килограмм — это существенно. Он реагирует. Чем выше эта цена, тем соответственной будет реакция и по объемам потребления. То есть мы смотрим, что если цена на картофель слишком высокая, то переходим на крупы, например, или на что-то еще.
Картофель является продуктом, который невозможно делать слишком дорогим. По-этому везде в мире отношение к этому соответствующее. Если мы хотим, чтобы у нас было мощное картофелеводство, которое будет конкурентоспособным, то мы должны создать соответствующую систему. В моем понимании, она должна выстраиваться из нескольких комплексов. Первое, необходимо в рамках своего государства честно определить, какое же количество картофеля мы потребляем на сегодняшний день. Второе, мы должны определить, какова норма его потребления в рамках нашей продовольственной корзины. Необходимо рассчитать, что на душу населения у нас потребление картофеля должно быть вот такое-то.
Дальше мы говорим, что есть Казахстан, есть Беларусь, есть Россия. Так какое количество картофеля может нам свободно поставлять Беларусь и, чисто теоретически, может ли нам Казахстан что-то поставлять, или наоборот, Казахстан может быть потребителем картофеля.
Мы все-таки дефицитная страна, с точки зрения производства картофеля, объемов потребления и производства этого продукта. А раз так, то далее нужно определить — какой объем картофеля мы будем производить сами, а какой объем можем и должны покупать.
«Нормальные» государства (нормальная государственная политика) и наша система продовольственной безопасности говорят: 80-90 процентов должно быть собственного производства и максимум 10-20 процентов — импортного. Далее мы смотрим, какие уровни государственной поддержки существуют в других странах. Например, Беларусь — в чем заключается уровень государственной поддержки: в том, что там очень льготное кредитование при достаточно длительном сроке, что дает производителям определенные преимущества.