Суббота, 20 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Отец Александр Салтыков: «Сила покаяния зависит от состояния души»


Мы беседуем с протоиереем Александром Салтыковым, настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва), деканом церковных художеств ПСТБУ.

— Отец Александр! Что такое лжесвидетельство и почему это — тяжкий грех?
— Вопрос о лжесвидетельствовании очень актуален. Дело в том, что в этом грехе соединяются две вещи — ложь и свидетельство. Свидетельство предполагает, конечно, истину. Ложь — это некоторое публичное высказывание. Если говорить о Христе — помните его лжесвидетелей на суде? Он говорил, что построит храм за 3 дня, который был разрушен. Хотя Он говорил о храме тела Своего. В этом месте очень хорошо показана природа лжесвидетельства. Лжесвидетельство бывает разным. Бывает в виде чистой клеветы. А бывает так, что лжесвидетельствующий берет правду и ее переворачивает. Как бы выворачивает наизнанку. Как старались это делать нечестивые иудеи против Иисуса Христа: «Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (В русском переводе: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Св. Евангелие от Иоанна 19:7). Это было, конечно, самое явное лжесвидетельство, потому что Он был истинным Сыном Божиим. Они же его называют клеветником, лжецом и именно лжесвидетелем. Хотя лжесвидетели они! Этим совершается страшнейший грех. Интересно, что Пилат, услышав это «Паче убояся». Т.е. Пилат, услышав, что речь идет о Сыне Божиим (он же тоже был человеком по-своему верующим) убоялся. Это были такие вопросы, значения которых он сам не понимал, но тем не менее понимал, что это вопросы чрезвычайно большие, нечто огромное, вопросы о глубочайшем отношении с Богом. Он испугался. А они не испугались. Настолько это лжесвидетельство было в их душе сильно. 

— Батюшка, скажите, отличается ли с духовной точки зрения лжесвидетельство намеренное, т. е. когда человек подготовился к этой лжи (в суде или перед другим человеком свидетельствует) и ситуация, когда человек, недостаточно разобравшись в деле, будучи неуверенным, правда это или ложь, передает ее. Несут ли они равную ответственность с том и другом случае?
— Если человек лжет сознательно, его свидетельство разумно, то есть он сознательно клевещет, его свидетельство в таком случае является очевидной клеветой. А если он по неведению что-то сказал, то это ошибка, невольная клевета.

— Если нечистоплотные люди человеку наговорили, вложили ему эту мысль, ввели человека в заблуждение и он не разобрался, не проверил, и в сердцах идет и свидетельствует ложь?
— Это ошибка. Но ведь совесть человека должна взаимодействовать с разумом! Разум и совесть в каком-то роде перекликаются у нас. Разум говорит: вот так-то, а совесть говорит: нет, не так. Т.е. совесть — проверяющий орган человеческой души. И через нее мы как-то действительно слышим глас Божий. Правда, есть понятие «сожженная совесть». В древней Руси, в древней письменности было такое понятие — сожженная совесть. То есть когда она перестает работать. Когда ее голоса нету. Тогда человек сочиняет клевету, а совесть молчит. То есть орган взаимодействия с Богом как бы бездействует. Вообще, с Богом мы взаимодействуем через сердце (по Евангелию). Но есть еще совесть, которая, конечно же, связана с сердцем. Из сердца исходят и добрые, и злые мысли. Но совесть — это тот орган, из которого из которого должны исходить только добрые помышления. Совесть — особый орган для взаимодействия души с Высшим началом.

— А насколько обосновано мнение, что совесть — это Ангел-хранитель человека?
— Нет, это не в прямом смысле Ангел-хранитель. Потому что Ангел-Хранитель — это личность, отдельная от нас. А совесть — это орган взаимодействия в душе. Это такой радиопередатчик, который ориентирован на Высшее.

— Как шестое чувство?
— Да, особое чувство, орган души. Ведь душа состоит из многих органов. Разум — это ветвь чувств: воля, стыд, совесть, любовь… Такие же органы души, какими органами тела являются руки, ноги, глаза, уши и прочее. Но для нас в данном случае речь идет о совести, потому что совесть есть орган, который проверяет с помощью Божией, посредством общения с Богом истинность наших слов и решений. Почему мы об этом заговорили? Потому что если человек сознательно клевещет, подавляет в себе совесть или ее не слышит — это очень тяжелая вина. Если человек несознательно клевещет, то он обманут сам. 

— Сознательность каким образом можно проверить — голосом совести?
— Проверить свидетельство надо разными способами. Для начала — какая-то рациональная проверка информации. Говорят: человек убил. Или украл. Кто-то об этом пришел и возвестил: некто Х убил У, украл и т.д. Бездоказательный факт. Если человек сочинил это сам, создал сознательную провокацию, атаку на человека — это один уровень греха. А если ему сказали: Икс Игрека убил, ограбил, а он, не проверяя, начал это разносить — это тоже грех. Но в данном случае этот грех вторичен, потому что человек — только исполнитель, а первоответчик, так сказать— тот, кто сочинил и кто организовал эту клевету.

— В заповеди четко сформулировано «Не лжесвидетельствуй». Господь не сказал «Не лги». Есть ли разница, когда один человек лжет другому, и свидетельством перед третьими лицами, в частности, в суде? Это ведь накладывает дополнительную духовную ответственность на человека, так ведь?
— Во-первых, всякое публичное слово есть свидетельство. Я вот с Вами говорю и этим Вам о чем-то свидетельствую. Я Вам сейчас свидетельствую, что Евангелие в этом месте нужно понимать вот так-то, и Вы к моему свидетельству, как к свидетельству священнослужителя, относитесь с какой-то степенью доверия. Но дальше уже есть разные виды свидетельства и разная степень ответственности за эти свидетельства. Как кто-то сказал: можно всегда обманывать одного, один раз обмануть всех, но нельзя всегда обманывать всех. Это невозможно. Ложь — это гнусный обман, который использует правдивую форму отношений между людьми и Богом и отношения свидетельства. Мы уже говорили, что каждое публично сказанное слово есть свидетельство, и мы так устроены, что непременно должны ему как-то доверять. Свидетельство, а за ним и лжесвидельство основаны на взаимном доверии людей. Люди непременно доверяют друг другу. Подчиненные доверяют начальнику. Дети доверяют родителям. Родители доверяют друг другу. Все имеют друг другу какую-то степень доверия. Без доверия невозможно жить и работать. Сколько бы мы ни писали бумажек, чтобы отправить все «под электронный контроль» — это невозможно. Нельзя чувство доверия заменить никакой перепиской. Этим органом человеческой души — органом доверия — пользуются злые люди, которые действуют от диавола. Ведь первый лжесвидетель — это диавол. Это одно из его имен — «клеветник». Лжесвидетельство — это клевета. Он непрерывно клевещет перед Богом на праведников, на Святых. И так же непрерывно он клевещет в этом мире против Церкви, против людей, хочет превратить жизнь в ад. Голос клеветников — это голос непрерывный, он непрерывно раздается. Клевета— это некое публичное слово. Таким образом оно и является лжесвидетельством.

— А что касается покаяния — отличается чем-то покаяние верующего человека от неверующего? Если речь идет о гражданском долге и гражданской ответственности и чисто духовной? Каким образом неверующий человек может искупить свою вину за лжесвидетельство?
— Сила покаяния зависит исключительно от состояния человеческой души. Верующего или неверующего. Но перед кем каяться? Перед чем? В чем? Когда неверующий чувствует себя преступником, то ему открывается вера. Потому что совесть как бы раскрывает ему глубину его падения. Совесть начинает при покаянии как-то особенно активно работать. И человек может через покаяние, через совесть обратиться к вере и стать христианином. Так постоянно и происходит. Человек не может вынести свой грех, ему гнусен его грех, а деваться ему некуда. Он в ужасе от содеянного. И через этот ужас, через это понимание своего падения, человек, как это ни парадоксально, открывает для себя возможность вновь услышать голос своей Совести, услышать голос Божий и восстановить эту связь с Высшим.

Продолжение следует…

«Московские ведомости»

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »