Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Без инноваций российское село зачахнет


В стране возрос спрос на долгосрочное программирование социально-экономического развития. 21 экспертная группа, выполняя заказ правительства, разрабатывает предложения по совершенствованию известной «Стратегии-2020». Долгосрочные рубежи определили транспорт, энергетика, другие важнейшие сферы экономики. Есть опыт подобного планирования и в агропромышленном комплексе.
За последнее время были одобрены или еще проходят обсуждение рассчитанные на период до 2020-го, а то и 2030 года концепции или проекты программ развития сельских территорий, мелиорации, птицеводства, мясного животноводства, производства муки и крупы и т. д. Продолжается работа над самым важным для села долгосрочным документом — государственной программой развития АПК на период 2013–2020 годов.

Взгляд ученых страны на пути и средства подъема села сформулирован в «Стратегии социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы)», одобренной Россельхозакадемией. О содержании документа рассказывает один из разработчиков, вице-президент РАСХН, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства Иван Ушачев.
— Для всех очевидно, что достижение тех рубежей, которые определены Доктриной продовольственной безопасности страны, возможны лишь на пути модернизации и инновационного развития АПК. А это, в свою очередь, требует существенного, рассчитанного на перспективу совершенствования социальной политики, институциональной среды, организационно-экономического механизма, функционирования агропродовольственного рынка, внешнеэкономической деятельности, региональной политики.
На рубеже XX и XXI веков аграрный сектор России претерпел очень глубокие перемены. Думаю, не надо много говорить о том, к каким последствиям привели проведенные с начала 1990-х годов структурные преобразования, связанные с разрушением сложившихся в условиях плановой экономики организационно-правовых основ ведения агропромышленного производства и либерализацией рынков сельхозпродукции, материально-технических ресурсов.
Напомню, что и в первые годы после дефолта 1998 года, когда возросла потребность в отечественных продуктах, сложились высокие темпы роста валовой продукции. Пищевая промышленность в основном удовлетворяла платежеспособный спрос населения, но в значительной мере производство здесь держалось за счет импортного сырья. Продолжалось сокращение посевных площадей и поголовья крупного рогатого скота, производственного потенциала отрасли. Высоким оставался процент убыточных сельскохозяйственных организаций, осложнилась демографическая ситуация в сельской местности.
Новый этап в преобразованиях на селе связан с принятием в 2006 году Закона «О развитии сельского хозяйства», реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2012 года. Несколько улучшилось финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, повысилась их доступность к кредитным ресурсам. Получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, прежде всего в свиноводстве и птицеводстве.
Вместе с тем, накопилось немало нерешенных вопросов и новых вызовов. Несмотря на предпринимавшиеся за последние годы меры в сфере агропромышленного производства, перечень и глубина проблем обеспечения его устойчивого развития возросли.
После многократного падения в 90-е годы за последние десять лет инвестиции возросли примерно в 2,4 раза. В основном в результате реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и, главным образом, путем наращивания заемных финансовых ресурсов. Однако последние три года шло снижение физического объема инвестиций. Это частично связано с последним экономическим и финансовым кризисом, но не в меньшей мере — с ухудшающейся экономикой сельского хозяйства. Рентабельность сельскохозяйственных организаций в 2008–2010 годах оставалась, с учетом субсидий, немногим более 10 процентов, а без их учета, то есть на рынке в 2009–2010 годах они в целом были убыточны.
Продолжается технико-технологическое отставание отечественного агропромышленного производства. Коэффициенты обновления техники в 2–3 раза ниже нормативных сроков. По уровню внесения минеральных удобрений Россия находится в числе отстающих стран мира. Динамика валовой продукции сельского хозяйства была крайне неустойчивой и темпы роста ее низкими. В среднем за последние десять лет — 1,7 процента, за 2006–2010 годы — около одного процента. Большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не располагает финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства.
Экономика, в свою очередь, определяет социальное положение занятых в сельском хозяйстве и в целом сельского населения. Среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве все еще вдвое ниже, чем в среднем по экономике. Валовой доход сельских домохозяйств составляет лишь 60 процентов к его уровню в городских.
Аналогичное положение и с развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. Все это формирует на значительной части сельских территорий негативный социально-психологический климат. Тем более что деградирует социальная структура в большинстве сельских местностей.

Стране необходимо инновационное развитие всего агропромышленного комплекса. Этот путь предусмотрен Стратегией социально-экономического развития АПК России на период до 2020 года. Документ базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Доктрине продовольственной безопасности страны, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года. В Стратегии учтены закономерности и современные тенденции функционирования АПК, опыт и процессы, характерные для мирового сельского хозяйства.
В сфере социальной политики Стратегия предусматривает выравнивание оплаты труда в расчете на одного занятого в сельскохозяйственных организациях с ее уровнем в среднем по экономике страны. Предлагается также разработать нормативы или стандарты по обеспечению инфраструктурными объектами сельской местности, учитывая ее особенности. Необходимо с учетом перспектив развития сельского хозяйства, перерабатывающих предприятий, альтернативной деятельности на селе сформировать в регионах схему размещения объектов социальной сферы. Речь идет о том, чтобы приблизить ее доступность для сельских жителей к уровню, проектируемому для городских поселений.
Важнейшая задача — восстановление производства на заброшенных землях, а это многие миллионы гектаров. Решение данной задачи, конечно, дело капиталоемкое. Но потеря таких земель — это еще большая потеря национального богатства и она не может быть оправдана никакими ссылками на отсутствие средств или на какие-либо другие причины. В конечном счете — это дело нравственной ответственности государства и общества. Поэтому в Стратегии предлагается проведение необходимого обследования таких земель и разработка отдельной федеральной целевой программы или специального раздела в рамках Госпрограммы по плодородию почв.
Несколько слов об управлении в АПК. В ряде регионов на уровне районов оно вообще ликвидировано или сведено к чисто формальным функциям. Предусматривается реализовать вариант восстановления служб, которые бы обеспечивали реализацию федеральных и региональных программ, проводили мониторинг социального положения в сельских территориях. Кроме того, предполагается повышение роли хозяйственного управления посредством деятельности отраслевых союзов (ассоциаций). Одновременно необходимо принять ведомственную целевую программу по формированию консультационных служб на селе.
Набор экономических инструментов функционирования АПК остается относительно традиционным. Это — индикативное ценообразование, поддержка кредитования и страхования, льготы по налогообложению, субсидирование, программно-целевое управление и другие. Однако их направленность потребует серьезной корректировки. Предлагается, например, ввести прямую поддержку отдельных значимых видов продукции, не связанных с объемами их производства и реализации. Это относится, прежде всего, к скотоводству, овцеводству, к таким проблемным культурам как отдельные крупяные, зернобобовые, лендолгунец.
Другим направлением в финансовой поддержке должна стать поддержка приобретения материально-технических ресурсов в условиях все возрастающего ухудшения соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы. Это относится к технике и оборудованию, минеральным удобрениям, средствам защиты растений и некоторым другим.
В области ценообразования предлагается распространить закупочные интервенции на основные, наиболее значимые виды сельскохозяйственной продукции, изменить их механизм. Имеется в виду, что такие интервенции должны проводиться по гарантированным, а не биржевым ценам.
Наряду с этим предполагается использование механизма разработки и использования индикативных, то есть рекомендательных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Они были бы базой для установления цен закупочных интервенций, залоговых операций, при определении размеров государственной поддержки в других случаях необходимости регулирования цен на агропродовольственном рынке.
В стратегии также содержаться предложения по совершенствованию системы кредитования, страхования рисков, региональной политики, внешнеэкономической деятельности.
Чтобы удержать и сохранить темпы роста производства, по расчетам, объем инвестиций по всем источникам в сельское хозяйство за 2010–2020 годы прогнозируется в размере 4,7 триллиона рублей. Рентабельность сельскохозяйственного производства составит примерно 20 процентов. В целом прирост валовой продукции сельского хозяйства в 2020 году по сравнению с 2009 годом составит 15 процентов, а в среднегодовом исчислении за этот период — 1,3–1,4 процента. Такие темпы и объемы не позволят достичь пороговых значений производства основных видов продукции, установленных Доктриной продовольственной безопасности страны.
Вариант модернизации и перехода к инновационному развитию предусматривает реализацию системы мер, заложенных в Стратегии для повышения конкурентоспособности АПК и социального развития сельских территорий, а также учет новых рисков и угроз. Для достижения этих целей объем инвестиций по всем источникам в сельское хозяйство за период до 2020 года должен достигнуть 5,7 триллиона рублей, в производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, — 1,2 триллиона рублей. Рентабельность сельскохозяйственного производства должна составить не менее 30 процентов.
Инновационный вариант предусматривает ускоренное наращивание производства мяса и молока, повышение уровня потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении до порогового уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства. Темпы роста мяса крупного рогатого скота будут относительно низкими из-за беспрецедентного сокращения поголовья в предыдущие годы.
Согласно такому сценарию, среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 2,3–2,5 процента, а в конечном году ее объем вырастет по отношению к 2009 году в 1,3 раза. При этом производительность труда в сельском хозяйстве должна повыситься, соответственно, в 1,7 раза.
Может показаться, что такой темп роста занижен, и достичь его не представляет трудностей. Однако надо учесть, что в прогнозном периоде не ожидается рост производства в секторе хозяйств населения или он будет не столь существенным. Поэтому вся нагрузка придется на товарный сектор сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. А это означает, что в этих категориях хозяйств ежегодный прирост продукции должен составить около пяти процентов. К тому же следует учесть повторение в наступившем десятилетии засушливых лет, и с поправкой на них нужно будет поднять темп роста до 6–6,5 процента, что для сельского хозяйства России показатель архинапряженный.
Что касается производства пищевых продуктов, то при инерционном варианте вследствие ограниченного развития сырьевой базы, недостатка инвестиционных ресурсов не будет в полной мере удовлетворен растущий внутренний спрос на пищевые продукты. И это может привести к сохранению относительно высоких темпов роста импорта продовольственных товаров.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов при инновационном варианте развития по большинству видов продукции позволяют (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам, кроме плодов и фруктов. К 2020 году, по сравнению с 2009 годом, производство пищевых продуктов увеличится в 1,6– 1,7 раза при среднегодовом темпе прироста 4,3–5 процентов. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85 процентов против 70 процентов в 2007 году.
Россия имеет возможность занять достойное место в международном разделении труда, а во многих направлениях — опередить развитые страны мира. Однако для этого необходимо, чтобы агропромышленный комплекс страны и его базовая отрасль — сельское хозяйство — стали наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, где используется высокодоходный и престижный труд, обеспечивается продовольственная безопасность, а в сельских территориях создана развитая и полноценная инфраструктура.

 

Юрий Савин,
«Крестьянские ведомости»

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »